Добавлено 25 февраля / 14

вторник


Москва

25 февраля 2014


Московская консерватория
АБОНЕМЕНТ №35 «ВЕЛИКИЕ ИМЕНА БАРОККО»

Рахманиновский зал Московской консерватории

ул. Б. Никитская, 11

Арканджело Корелли. К 360-летию со дня рождения. К 300-летию со дня смерти

Арканджело Корелли. К 360-летию со дня рождения. К 300-летию со дня смерти

Никита Борисоглебский (скрипка)
Камерный оркестр Московской консерватории
Дирижёр — Феликс КОРОБОВ
Александр ГОЛЫШЕВ (флейта)
Алексей УТКИН (гобой)
Валерий ПОПОВ (фагот)

В программе:

А. Корелли — 12 Concerti grossi op. 6

Арканджело Корелли (1653 — 1713) — один из кумиров Европы XVII столетия. Блистательный скрипач, авторитетный педагог, известный композитор — во всех областях артист добился прижизненного признания и славы. Обласканный римскими патрициями, получив покровительство сильных мира сего, Корелли мог творить в своё удовольствие. Точных датировок его сочинений мы не знаем, ориентируясь по времени издания его опусов. Так сборник 12 Concerti grossi увидел свет в 1714 году, уже после смерти композитора, став его «лебединой песней». Создавались же эти «большие концерты» (так дословно переводится название жанра) еще в конце XVII века, о чём свидетельствуют отзывы современников, например, Георга Муффата, слушавшего Concerto grosso Корелли в Риме в 1680-е годы.

Пышное великолепие и причудливость архитектурных конструкций эпохи барокко нашли отражение в этих сочинениях. Концерты можно условно разделить на две группы: первые восемь из них тяготеют к «церковному» стилю, последние четыре — к «камерному» и состоят из чередования следующих за прелюдией танцевальных частей (аллеманды, куранты, сарабанды, жиги, гавота, менуэта).

В своих концертах Корелли дал образцы и мужественной патетики, например, Andante, Largo из Седьмого концерта, а также вступительное Largo из Третьего Concerto grosso. Высокой поэтичностью, душевной широтой и раскрепощённостью привлекает и народная по истокам «Пастораль», которая завершает Восьмой концерт, получивший название «Рождественского». Она близка к жанру медленной сицилианы, в ней проступают влияния наигрышей народных музыкантов. Здесь господствуют полутона, спокойное течение незатейливой мелодии, состояние спокойной медитации. Не исключено, что эта музыка была первоначально создана для исполнения в «Аркадской академии», где аркадские (пастушеские) мотивы были ведущими. Может быть, она и была одним из тех концертов, которые там исполнялись Корелли.

Завершают обычно концерты всё же быстрые части в темпе Allegro или Vivo, Vivace. В камерных концертах в качестве финалов выступают жиги и менуэт (в темпе Vivace). Нередко концерт завершают две быстрые части, а иногда и три (в Четвертом и Десятом), что превращает многочастный концерт в четырёхчастный с разросшимся финалом.

Всё великолепие Concerti grossi Корелли представит Камерный оркестр Московской консерватории под управлением Феликса Коробова, а солистами выступят известные музыканты: Никита Борисоглебский (скрипка), Александр Голышев (флейта), Алексей Уткин (гобой) и Валерий Попов (фагот).

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору