Добавлено 09 октября / 17 Zhenya Lianskaya-Lininger

суббота


Москва

21 октября 2017


ГМИИ им. А. С. Пушкина

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Французская пастораль. Камерная музыка XIX-XX веков

Французская пастораль. Камерная музыка XIX-XX веков

Ансамбль «Line-Trio» в составе: Денис Освер (гобой), Александр Плисковский (флейта), Елена Кучма (фортепиано)

В рамках цикла «Годы странствий: Франция-Италия» 21 октября состоится концерт «Французская пастораль. Камерная музыка XIX-XX веков». Впервые в Мемориальной квартире Святослава Рихтера выступит ансамбль «LINE-TRIO» в составе: концертмейстер группы деревянных духовых в оркестре «Новая Россия» п/у Ю. Башмета Александр Плисковский (флейта), солист оркестра «Новая Россия» п/у Ю. Башмета Денис Освер (гобой), лауреат международных конкурсов Елена Кучма (фортепиано). В программу концерта войдут сочинения Жака Оффенбаха, Жоржа Бизе, Лео Делиба, Габриеля Форе, Жака Ибера, Франциска Пуленка и Жана-Мишеля Дамаза.

Культивирование деревянных духовых во Франции сравнимо разве что с любовью итальянцев к скрипке и испанцев к гитаре. Традиционно французские композиторы обладали особым вниманием к тембру деревянных духовых и обостренным чувством возможностей этих инструментов. К началу 19 века во Франции появляется целая плеяда выдающихся флейтистов, обладавших блестящей техникой и необыкновенной красоты звуком без тени искусственной аффектации. Как говорил Клод Дебюсси: «французская музыка — это ясность, изящество, декламационность простая и естественная; французская музыка стремится, прежде всего, доставлять удовольствие». Сочинения французских композиторов всегда отличала красочность и театральность, и не случайно специалисты часто характеризуют французский стиль как «serieuse sans gravite» (серьезный, но не тяжелый для восприятия).

Тема пасторали, трогательной сельской идиллии, фактически восходящая напрямую к «пастушеской» поэзии, необычайно органична стилю французской музыки - в ней сконцентрирована изящная отточенность и мнимая простота, непринуждённость и изящество, естественность и утончённость.

В программу концерта войдут три знаменитых оперных пасторали. Прежде всего -чувственная «Баркарола» (переложение для флейты, гобоя и фортепиано) из оперы «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха (1819−1880), написанная для двух женских голосов. Немецкий теоретик музыки Карл Дальхауз приводит эту баркаролу в качестве образца обманчивой простоты: в эпоху Вагнера, когда «серьёзные» оперы изобиловали сложными хроматизмами, Оффенбах, использовал простую гармонию баркаролы — синтез французской лирической оперы с немецкой романтической. Ещё одна классическая оперная пастораль — Антракт к 3-му действию (переложение для флейты, гобоя и фортепиано) оперы Жоржа Бизе (1838—1875) «Кармен». Соло флейты, с которого начинается этот антракт, рисует поэтическую картину природы — покой и тишину дремлющих гор. И перед слушателями встает романтическая идиллия, оттеняющая предчувствие неизбежной трагедии. Среди французских композиторов XIX века творчество Лео Делиба (1836—1891) выделяется особой чистотой французского стиля: его музыка лаконична и красочна, мелодична и ритмически гибка, остроумна и искренна. Знаменитый «Цветочный дуэт» из 1-го действия оперы «Лакме» по праву принадлежит к шедеврам оперной литературы и известен в исполнении блистательных примадонн оперной сцены. В переложении для флейты, гобоя и фортепиано духовые инструменты имитируют нежные голоса красавицы Лакме и ее рабыни Маллики, которые в терцию поют прелестную, полную ароматного благоухания баркаролу.

«Павана» оp. 50 (переложение для флейты, гобоя и фортепиано) Габриеля Форе (1845—1924) — пример преломления верленовского образа «галантных празднеств». Основанная на ритмической модели медленных придворный испанских танцев, Павана Форе также использует гармонические и мелодические кульминации, воплощая элегантный стиль Прекрасной эпохи. Не случайно в 1917 году Павана Форе вошла в программу знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева с хореографией Леонида Мясина. Этой пьесой восхищался и молодой Клод Дебюсси (1862—1918), который написал под воздействием Форе свою собственную павану для фортепиано - позднее сочинение вошло в цикл «Бергамасская сюита» под названием «Паспье» (старинный французский танец, родственный менуэту). Две интерлюдии для флейты, гобоя и арфы (переложение для флейты, гобоя и фортепиано) Жака Ибера (1890 — 1962) были написаны в качестве музыки к спектаклю — постановки пьесы Сюзанны Лилар «Соблазнитель». Первая интерлюдия написана в жанре старинного менуэта — медленного и деликатного. Вторая, скорее, напоминает пряный испанский танец, с узнаваемыми ориентальными переборами и подвижным ритмом. В первой половине ХХ века интерес к духовым инструментам вспыхивает у французских композиторов с новой силой — Соната для флейты и фортепиано Франциска Пуленка (18990 — 1963) была написана специально для знаменитого флейтиста Жана-Пьера Рампаля, и по праву считается одним из самых ярких произведений флейтового репертуара ХХ века. Известно, что композитор долгое время был увлечен идеей сонаты для флейты и даже оставил ради нее работу над другими сочинениями. В итоге родилась эта элегантная и хрупкая соната, в которой воплощены лучшие черты стиля Пуленка — естественность в сочетании с мастерством. И, как писали критики, «вне всяких сомнений в этом сочинении флейта — настоящая звезда, а фортепиано бесподобно исполняет роль второго плана». Завершит исторический экскурс в мир французской инструментальной «пасторали» изысканное Трио для флейты, гобоя и фортепиано Жана-Мишеля Дамаза (1928—2013). Композитор родился в музыкальной семье: его мать — знаменитая арфистка Мишлен Кан — была первой исполнительницей многих сочинений Равеля и Форе. Позднее и сам Дамаз, который закончил Парижскую консерваторию как пианист и композитор, получил главную французскую награду в области звукозаписи «Grand Prix du Disque» именно за исполнение фортепианных пьес Габриеля Форе. Как честно говорил сам композитор: «Я предпочитаю новаторству искренность». В своем творчестве он далеко уходит от модернистских устремлений своих старших современников — Мессиана и Булеза, продолжая традицию элегантного французского стиля Дебюсси и Равеля.

Денис Освер (гобой) закончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных в 1997 году (класс профессора А. С. Любимова). В 1998 году Денис Освер стал лауреатом конкурса квартетов «Emerson». В 2001 году получил диплом аспирантуры Бостонского Университета в классе Р. Гомберга. Получив мастер-диплом, продолжил образование в Хартфордском университете в классе профессора Лукарелли — ведущего солирующего гобоиста Америки. С 2002 по 2008 гг. — солист-концертмейстер Государственного академического симфонического оркестра России им. Светланова. С 2008 года — второй солист оркестра «Новая Россия». Солист группы гобоев в ГСО «Новая Россия».

Александр Плисковский (флейта) окончил с отличием Московскую государственную консерваторию (1995г.) и аспирантуру (1997г). Солист-концертмейстер группы флейт в ГСО «Новая Россия». Работает в оркестре с 1993 года. За время работы А. Плисковский активно гастролировал, участвовал во многих международных фестивалях, участвовал в записях на телевидении и радио. Имеет записи на компакт-дисках. сотрудничал с выдающимися дирижерами и солистами.

Елена Кучма (фортепиано) — лауреат российских и международных конкурсов, участница коллектива Line-Trio. В 2006 году окончила Московскую Государственную Консерваторию. Постоянно выступает с концертами как в России, так и зарубежном.

Начало в 18:00.

Цена билета — 500 рублей.

Справки по телефонам: (495) 695−83−46

(495) 697−47−05

(495) 697−72−05

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера.

Большая Бронная 2/6, кв. 58, 16 этаж

Начало концерта в 18:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору