Добавлено 14 октября / 13


Омск

с 15 октября 2013 по 20 октября 2013


Омская филармония
Артистический директор — народный артист СССР Юрий Башмет

Зал Омской филармонии

I Международный музыкальный фестиваль «Камерные оркестры мира»

I Международный музыкальный фестиваль «Камерные оркестры мира»

Юрий Башмет (альт, дирижер)
Алёна Баева (скрипка)
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Солистка — Алена Баева, скрипка
Омский камерный оркестр
Дирижер — Рустам Дильмухаметов
Камерный оркестр «Тронхеймские солисты» (Норвегия)
Оркестр имени Ференца Листа

15 октября (вт) Концертный зал филармонии 19.00

ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ»
Дирижер — художественный руководитель и дирижер народный артист СССР Юрий Башмет
Солистка — лауреат международных конкурсов Алена Баева, скрипка (Москва)
Шёнберг. «Просветленная ночь», op. 4
Мендельсон. Концерт ре минор для скрипки и струнных
Шуберт — Малер. «Смерть и Девушка» (Cтрунный квартет ре минор)

16 октября (ср) Концертный зал филармонии 19.00

ОМСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР
Солист — народный артист СССР Юрий Башмет, альт (Москва)
Бонпорти. Концерт для струнных и чембало
Телеман. Концерт для альта с оркестром
Муров. Симфония для струнных в двух частях с post scriptum
Хейфец. Увертюра «Сибирский мотив»

17 октября (чт) Концертный зал филармонии 19.00

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР «ТРОНХЕЙМСКИЕ СОЛИСТЫ» (Норвегия)
Солисты:
Эльдбьйорг и Рагнхильд Хемсинг, хардингфеле
Григ. Норвежские мелодии
Торесен. «Весна»
Чайковский. «Воспоминания о Флоренции»

20 октября (вс) Концертный зал филармонии 17.00

ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
ОРКЕСТР ИМЕНИ ФЕРЕНЦА ЛИСТА (Венгрия)
Моцарт. Адажио и фуга
Барток. Дивертисмент
Дворжак. Серенада для струнных
Лист — Вольф. Венгерская рапсодия № 2 (переложение для камерного оркестра)

Участники фестиваля


ЮРИЙ БАШМЕТ

Среди невероятного количества творческих свершений Юрия Башмета одно, безусловно, требует курсива: именно Маэстро Башмет превратил скромный альт в блистательный солирующий инструмент.

Он исполнил на альте все, что было можно, и то, что казалось невозможным. Мало того, его творчество расширило композиторские горизонты: современными композиторами специально для Юрия Башмета написаны или посвящены ему более 50-ти альтовых концертов и других произведений.

Впервые в мировой исполнительской практике Юрий Башмет дал сольные альтовые концерты в таких залах, как «Карнеги-Холл» (Нью-Йорк), «Концертгебау» (Амстердам), «Барбикан» (Лондон), Берлинская филармония, театр «Ла Cкала» (Милан), Театр на Елисейских полях (Париж), «Концертхаус» (Берлин), «Геркулес» (Мюнхен), «Бостон Симфони-Холл», «Сантори-Холл» (Токио), «Осака Симфони-Холл», «Чикаго Симфони-Холл», «Центре Гульбенкян» (Лиссабон), Большой зал Московской консерватории и Большой зал Ленинградской филармонии.

Он сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, такими, как Рафаэль Кубелик, Мстислав Ростропович, Сейджи Озава, Валерий Гергиев, Геннадий Рождественский, сэр Колин Дэвис, Джон Эллиот Гардинер, Иегуди Менухин, Шарль Дютуа, Нэвил Мэрринер, Пауль Захер, Майкл Тилсон Томас, Курт Мазур, Бернард Хайтинк, Кент Нагано, сэр Саймон Рэттл, Юрий Темирканов, Николаус Арнонкур.

Начав свою дирижерскую деятельность в 1985 году, Юрий Башмет и в этой сфере музыкального творчества остался верен себе, подтвердив репутацию смелого, острого и очень современного художника. C 1992 года музыкант руководит организованным им камерным ансамблем «Солисты Москвы». Юрий Башмет — художественный руководитель и главный дирижер государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

Юрий Башмет — основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве.

В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира, такими как Берлинский, Венский и Нью-Йоркский филармонические оркестры; Берлинский, Чикагский и Бостонский симфонические оркестры, Симфонический оркестр Сан-Франциско, Оркестр Баварского радио, Оркестр Французского радио и Оркестр Парижа.

Искусство Юрия Башмета постоянно находится в центре внимания мировой музыкальной общественности. Его творчество отмечено многочисленными наградами на Родине и за рубежом. Он удостоен следующих почетных званий: заслуженный артист РСФСР (1983), народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1986), Государственных премий России (1994, 1996, 2001), премии «Award-1993» («Лучшему музыканту-инструменталисту года»). В области музыки этот титул сродни кинематографическому «Оскару». Юрий Башмет — Почетный академик Лондонской академии искусств.

В 1995 году он награжден одной из самых престижных в мире премий «Sonnings Musikfond», присуждаемой в Копенгагене. Ранее этой премии были удостоены Игорь Стравинский, Леонард Бернстайн, Бенджамин Бриттен, Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Артур Рубинштейн, Дмитрий Шостакович, Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Гидон Кремер.

В 1999 году Указом министра культуры Французской республики Юрию Башмету присвоено звание «Офицера Искусств и Словесности». В том же году он награжден высшим орденом Литовской республики, в 2000 году президент Италии награждает его орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой» (степень Командора), а в 2002-м Президент России Владимир Путин вручает ему орден «3а заслуги перед Отечеством» III степени. В 2003 году Юрию Башмету было присвоено звание Командора ордена «Почетного Легиона» Франции.

Международным благотворительным фондом Юрия Башмета учреждена уникальная Международная премия имени Дмитрия Шостаковича. Среди ее лауреатов — Валерий Гергиев, Виктор Третьяков, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Томас Квастхофф, Ольга Бородина, Ефим Бронфман, Денис Мацуев.

C 1978 года Юрий Башмет преподает в Московской консерватории: сначала он занимал должность доцента, а ныне он — профессор и заведующий кафедрой Московской консерватории.

АЛЕНА БАЕВА, скрипка


Алена Баева — одно из ярчайших молодых дарований современного скрипичного искусства.

В настоящее время Алена Баева с неизменным успехом выступает в лучших концертных залах мира, среди которых Большой зал Московской консерватории, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Сантори-холл (Токио), Зал Верди (Милан), Концертный зал Лувра, Зал Гаво, Театр Елисейских полей и Зал ЮНЕСКО (Париж), Карнеги-холл (Нью-Йорк), Виктория-холл (Женева), Геркулес-зал (Мюнхен) и многие другие.

Алена Баева выступает с ведущими симфоническими оркестрами, в том числе с такими как Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Академический симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Оркестр Германского радио, Национальный оркестр Бельгии, Токийский симфонический оркестр, Оркестр Датской королевской оперы и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Сотрудничает с известными современными дирижерами, в числе которых сэр Нэвилл Марринер, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Марк Горенштейн, Пааво Берглунд, Александр Лазарев, Терье Миккельсен, Юрий Башмет. Артистка уделяет большое внимание камерному музицированию; ее партнерами были Александр Князев, Юрий Башмет, Дмитрий Ситковецкий, Юлиан Рахлин, Шломо Минц, Итамар Голан, Александр Мельников, Вадим Холоденко. Алена Баева также общалась и занималась с Мстиславом Ростроповичем.

Артистка принимает активное участие в различных фестивалях, среди которых «Декабрьские вечера», «Виртуозы XXI века» (США) и Академия Сейджи Озавы (Швейцария), а также фестивали в Вене, Афинах, Стамбуле, городах Израиля, Бразилии и стран СНГ. С успехом давала сольные концерты на фестивалях «Скрипка в Лувре» (Франция), «Звезды белых ночей», «Равиния» в Чикаго (США), фестивале Juventus и фестивале в Ментоне (Франция).

Алена Баева родилась в 1985 году в семье музыкантов, в пять лет начала обучаться игре на скрипке в Алма-Ате в классе О. Даниловой. C 1995 года училась в классе народного артиста СССР, профессора Э. Грача в ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, а с 2002 по 2007 год — в Московской консерватории. В 2003 году по приглашению Мстислава Ростроповича прошла стажировку во Франции. в рамках мастер-классов занималась с Идой Гендель, Шломо Минцем, Борисом Гарлицким и Максимом Венгеровым.

Алена Баева имеет ряд фондовых записей на радио и телевидении Бельгии, Германии, Израиля, Польши, Японии, Португалии, России и США. Концерты Алены Баевой транслировались по телеканалам «Культура», «ТВ-Центр», Mezzo, Arte, а также по радио «Би-би-си».

Успешно складывалась конкурсная история Алены Баевой. Начиная с 1994 года, она получила первые премии на конкурсах в Новосибирске, Варшаве, Германии, на престижном Конкурсе им. Г. Венявского в Познани; Гран-при на II московском Международном конкурсе скрипачей им. Н. Паганини (2004) с правом год играть на скрипке Страдивари, ранее принадлежавшей Г. Венявскому; Золотую медаль и Приз зрительских симпатий на III Международном конкурсе скрипачей в Сэндае (2007). Также Алена Баева является обладательницей молодежной премии «Триумф» (2007).

Дискография Алены Баевой включает записи концертов Бруха и Шостаковича с Российским национальным оркестром (Pentatone Classics/Фонд инвестиционных программ), концертов Шимановского (DUX) и сонат Пуленка, Прокофьева и Дебюсси (SIMC). Швейцарским фондом Orpheum в 2009 был выпущен диск с живой записью из Тонхалле (Цюрих), где Алена Баева исполняет Первый концерт Прокофьева с Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

Стремительно растущий репертуар скрипачки включает в себя более 40 концертов для скрипки с оркестром, множество сонат и произведений разных эпох.
Алена Баева играет на скрипке работы Страдивари, принадлежащей Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ»

Дебют ансамбля состоялся 19 мая 1992 года на сцене Большого зала Московской консерватории. Тогда Юрий Башмет собрал для совместного творчества лучших выпускников, студентов и аспирантов Московской консерватории тех лет.

А через день, 21 мая 1992 года, музыканты коллектива выступили на сцене Парижского зала «Плейель», с этого началась мировая слова оркестра.

Сегодня мировая пресса отмечает ансамбль «Солисты Москвы» как «один из лучших в мире в этом жанре» (израильская «Давар»). «Голосом своей страны» назвала ансамбль одна из итальянских газет. За плечами музыкантов большой, яркий и насыщенный творческий путь. Их искусству аплодировали ценители музыки в Европе, Америке, Японии, Австралии и Новой Зеландии.

Ансамбль с успехом выступал на сцене таких известных концертных залов, как «Карнеги-холл» в Нью-Йорке и Большой зал Московской консерватории, «Концертгебау» в Амстердаме и «Сантори-холл» в Токио, «Барбикан» в Лондоне и «Тиволи» в Копенгагене, в Берлинской филармонии и в Веллингтоне (Новая Зеландия).

Музыканты участвовали в престижных концертных сериях, включая «Променад-концерты» в лондонском «Альберт-холле», Prestige de la Musik в парижском «Плейеле», Sony-Classical в Театре на Елисейских полях.

В качестве солистов с ансамблем выступали М. Ростропович, С. Рихтер, В. Третьяков, М. Венгеров, В. Репин, С. Чанг, Б. Хендрикс, Дж. Галуэй, Н. Гутман, Л. Хэррел, М. Брунелло, Г. Кремер, Т. Квастхофф, Б. Фриттоли и многие другие.

В 1994 году «Солисты Москвы» совместно с Гидоном Кремером и Мстиславом Ростроповичем записали компакт-диск для фирмы EMI, а диск с записью произведений Шостаковича и Брамса, выпущенный фирмой SONY CLASSICS, был отмечен критиками журнала «СТРАД» как «лучшая запись года» и был номинирован на премию GRAMMY. Ансамбль повторно попал в число номинантов GRAMMY в 2006 году за диск с записью камерных симфоний Д. Шостаковича, Г. Свиридова и М. Вайнберга, а в 2008 году получил эту почетнейшую премию за исполнение произведений И. Стравинского и С. Прокофьева. В 2009 году ансамбль был снова номинирован на премию GRAMMY за исполнение восточной музыки.

Большая международная востребованность не мешает музыкантам ансамбля уделять внимание любимой отечественной публике. В 2007 году, в связи с 15-летием, Камерный ансамбль «Солисты Москвы» осуществил грандиозный концертный тур по России, побывав в 32 регионах нашей страны. Не забывают участники ансамбля и столицу, находя все новые темы для выступлений. Так, весной 2008 года был проведен удивительный концерт: весь ансамбль играл на инструментах Страдивари и Гварнери из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

В 2010 году коллектив провел в Москве концерт, на котором все музыканты оркестра играли на инструментах французского мастера Вильома.

За 20 лет музыкантами сыграно около 2000 концертов. Это около 3000 часов музыки. В самолетах и поездах они провели около 5000 часов, преодолев расстояние в 1 950 000 км, что равносильно 40 путешествиям вокруг Земли по экватору.

19 мая 2012 года Камерный ансамбль «Солисты Москвы» отметил свое 20-летие. В течение концертного сезона 2011/2012 годов ансамбль провел беспрецедентное мировое юбилейное турне, во время которого прошли концерты на всех континентах. В рамках тура коллектив выступил в Омске 1 марта 2012 года.

ОМСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР

Омский камерный оркестр основан в 1991 году. Большую роль в его становлении сыграло сотрудничество с московским дирижером Юрием Николаевским, при участии которого коллектив подготовил около 50 концертных программ.

Современному Омскому камерному оркестру предшествовало создание в 1974 году камерного коллектива из музыкантов Омского симфонического оркестра. Инициаторами создания и руководителями коллектива стали заслуженный артист России Гарри Петренко и лауреат международных конкурсов Михаил Кугель. С первых дней существования с оркестром работали выдающиеся российские дирижеры — Юрий Крамаров, Лев Маркиз, Юрий Николаевский. В 1989 году в связи с отъездом руководителей коллектива за рубеж оркестр временно прекратил свое существование.

В 1991 году Омский камерный оркестр возглавил заслуженный работник культуры России Вениамин Ренкочинский. Сегодня в составе оркестра: 12 скрипок, 4 альта, 4 виолончели и 2 контрабаса. Для исполнения музыки разных эпох и стилей привлекаются музыканты, играющие на духовых, ударных и клавишных инструментах.

Репертуар Омского камерного оркестра очень широк: от старинной музыки Баха, Рамо, Дуранте, Моцарта, Россини, Мендельсона до современных композиций Шнитке, Териксена, Шостаковича, Щедрина. Особое место занимает русская классика — музыка Чайковского, Глазунова, Аренского, Римского-Корсакова. Интересны программы Омского камерного оркестра, соединяющие музыку с другими видами искусства: живописью, балетом, театром, литературой.

В свои программы коллектив приглашает известных дирижеров и солистов. С ним сотрудничали такие музыканты, как Владимир Рылов (Россия), Валентин Жук (Нидерланды), Кейт Кларк (США), Фабиан Териксен и Франсуа Корнелуп (Франция). За годы своей истории оркестр гастролировал в странах бывшего СССР, выступал в Швейцарии, Франции, Испании и США. В марте 2011 года коллектив стал обладателем гран-при на фестивале-конкурсе «Либертанго» в Барнауле. В этом же году Омский камерный отметил свое 20-летие серией юбилейных концертов, в которых оркестр выступил под управлением заслуженного артиста России Дмитрия Васильева (Москва), Энхэ (Екатеринбург), лауреата всероссийского конкурса Вячеслава Прасолова (Новосибирск).

«Из-под смычков музыкантов рождаются кружева, они передают запах цветов, эфир — все нежное и воздушное», — такой отзыв о творчестве Омского камерного оркестра дала газета «Вечерний Омск». Стремление упаковать музыкальную начинку в нетрадиционную концертную форму, внести элементы театрализации, соединить музыку с другими видами искусства — вот что отличает концертные программы Омского камерного оркестра. Деятельность коллектива можно сравнить с творческой лабораторией, в которой всегда есть место смелым музыкальным экспериментам, воплощению интереснейших идей, постоянным поискам особого исполнительского стиля.

ТРОНХЕЙМСКИЕ СОЛИСТЫ (Норвегия)

Норвежский ансамбль «Тронхеймские солисты» — один из самых интересных молодых коллективов на международной сцене. В феврале 2011 года группа классических музыкантов из Норвегии в очередной раз приехала в лос-анджелесский Стэйплс-центр разделить красную дорожку с величайшими фигурами музыкальной индустрии, поскольку в пятый раз за три года была номинирована на премию «Грэмми». А ведь это не артисты ведущих оркестров Осло или Бергена, а молодежный коллектив из живописного городка, окруженного горами и фьордами.

Этот динамично развивающийся коллектив быстро заработал репутацию профессионального и даже уникального. А началось все в 1988 году, когда ансамбль, изначально созданный для практики молодых инструменталистов-струнников, стал стремительно завоевывать известность благодаря особой энергетике и темпераментности игры. Во время первого зарубежного турне на концертах в Лондоне публика аплодировала «Тронхеймским солистам» безостановочно. Став профессиональным коллективом, ансамбль сумел сохранить «дух студенчества»: в его составе всегда есть музыканты, которые еще учатся.

«Тронхеймские солисты» сотрудничали с известными исполнителями. Анне-Софи Муттер ансамбль импонировал своей яркостью и энергичностью. Лейф Ове Андснес по достоинству оценил его сплоченность и восприимчивость. Фолк- и рок-музыкантов привлекает универсальность и открытость коллектива.

В настоящее время ансамблем руководит Эйвинд Гимсе, которого характеризуют как «музыканта с энтузиазмом юноши и мышлением виртуоза». Он привнес в деятельность коллектива много нового, раздвинув границы репертуара и представив «Тронхеймских солистов» всему миру. Идея норвежского скрипача Бьярне Фискума, лежащая в основе создания ансамбля, — объединить молодых исполнителей Тронхейма — по-прежнему актуальна, но теперь «Солистов» можно услышать не только в их родном городе, но и в Нью-Йорке, Пекине, Лондоне, Берлине и Кейптауне.

Однако Тронхейм присутствует в их творчестве всегда. Недаром его называют «городом со своей душой». Именно «душа города» звучит в музыке «Тронхеймских солистов».

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР ИМ. ФЕРЕНЦА ЛИСТА (Венгрия)

Венгерский камерный оркестр им. Ференца Листа был основан в 1963 году бывшими студентами Будапештской Академии музыки им. Ференца Листа. Первым художественным руководителем ансамбля был Фридеш Шандор, известный профессор Академии. После его смерти его сменил Янош Ролла — великолепный скрипач, который взял на себя руководство в 1979 году в качестве концертмейстера. В течение почти половины столетия оркестр сумел получить исключительное международное признание, свидетельством чего являются многочисленные концерты в более чем 50 странах мира, включая Карнеги Холл в Нью-Йорке, Сиднейскую Оперу, «Сантори-холл» в Токио, «Театр-де ля Вилль» в Париже, «Концертгебау» в Амстердаме. В их обширном репертуаре — музыка барокко, классическая музыка, а также романтические и современные произведения. Они записали более 200 дисков, а также играли с такими солистами, как Святослав Рихтер, Иегуди Менухин, Жан-Пьер Рампаль, Исаак Стерн, Мстислав Ростропович, Вадим Репин, Золтан Кочиш. Оркестр состоит из 16 струнных инструментов, к которым время от времени присоединяются клавесин, духовые и другие инструменты. Как истинные представители своей страны, музыканты оркестра всегда старались прославить венгерские традиции игры на струнных во всем мире.

Богатый пятидесятилетний опыт принес оркестру не только необычайный успех, но и поставил перед музыкантами новые вызовы. Оркестр постоянно искал разнообразные формы сотрудничества с деятелями искусства из других областей. Так, они играли в театральной постановке «Амадеус», работали с балетом Gyır, венгерским ансамблем «Будапешт Клезмер Бэнд», знаменитым джазовым ансамблем Роби Лакатоша и играли с гитаристом Ференцем Снетбергером. Однако исполнение классической музыки всегда оставалось основным профилем оркестра, а выступления с Эммануэлем Паю, Вадимом Глузманом, Денисом Мацуевым, Морисом Андре, Ефимом Бронфманом, Густавом Ривиниусом, Маркусом Штокхаузеном, Габором Болдоцки, Андреа Ростом или Стивеном Иссерлисом стали памятными моментами последних нескольких лет.

Приглашения на концерты и фестивали по всему миру, включая Японию, США, Южную Америку, Индию, и во многие страны Европы показывают неизменный интерес к высокопрофессиональному исполнению. Первоначальный состав коллектива также претерпел существенные изменения: «отцов-основателей» сменили новые талантливые музыканты. Однако Янош Ролла, художественный руководитель оркестра, является гарантом высоких стандартов и умело соединяет прошлое с будущим.

Янош Ролла начал играть на скрипке в возрасте 5 лет. В 1969 году он окончил Будапештскую Академию Музыки им. Ференца Листа, где учился у известного скрипача Денеша Ковача. Хотя Янош Ролла стал известен в престижных концертных залах мира в первую очередь как камерный музыкант, он также является отличным солистом. Как лидер и основатель Камерного оркестра им. Ференца Листа он был его художественным руководителем с 1979 года.

В признательность за вклад в распространение венгерской музыкальной культуры как у себя на родине, так и за рубежом, он был удостоен премии «Кошута» в 1985 году, высочайшей награды в области культуры в Венгрии. В 1992 году он стал «Шевалье-де ла Культюр» во Франции, в 1994 году получил от Президента «Крест Ордена Венгерской Республики», а с августа 2004 года обладает наградой «Крест Ордена со звездой Венгерской Республики». Янош Ролла является основателем фестиваля искусств «Цемплен», и, в знак признания его заслуг, был избран почетным гражданином города Шарошпаток в 1996 году. С 2008 года является заведующим кафедрой камерной музыки в Будапештской Академии Музыки им. Ференца Листа. На протяжении своей карьеры он всегда преследовал цель прославлять венгерские традиции игры на струнных во всем мире. Его труд и энтузиазм хвалили в своих многочисленных личных признаниях солисты, с которыми он сам и оркестр играли вместе в течение всех этих лет.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору