Добавлено 15 сентября / 13

воскресенье


Москва

29 сентября 2013


Московская консерватория
Абонемент № 64
Московского государственного академического симфонического оркестра
под управлением Павла Когана

Большой зал Московской консерватории

ул. Большая Никитская, 13

К 70-летию Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана

Хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
МГАСО под управлением Павла Когана
Дирижёр — Павел Коган
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Анетт ФРИЧ (сопрано) /Германия/
Менди ФРИДРИХ (сопрано) /Германия/
Маркус ШАФЕР (тенор) /Германия/

Московский государственный академический симфонический оркестр

под управлением Павла Когана

Дирижёр — Павел Коган

Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

Художественный руководитель — Геннадий Дмитряк

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

Художественный руководитель — Евгений Волков

Солисты: Анетт ФРИЧ (сопрано) /Германия/,

Менди ФРИДРИХ (сопрано) /Германия/, Маркус ШАФЕР (тенор) /Германия/

В программе:

Ф. Мендельсон

Симфония № 5, «Реформационная», ре минор, соч. 107 (1830–1832)

Симфония № 2 (симфония-кантата) «Хвалебная песнь» ор. 52 (1840),

для солистов, хора и оркестра

В сезоне 2013—2014 гг. один из самых признанных и востребованных оркестров России — Московской государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) под управлением Павла Когана отмечает своё 70-летие. Свой филармонический абонемент юбилейного сезона оркестр начинает 29 сентября в Большом зале консерватории монументальной и многообещающей программой из симфонических полотен Мендельсона.

Свою историю МГАСО ведет с 1943 года, являясь одним из пяти старейших концертных оркестров России. Колоритное звучание и самобытный стиль оркестра сложился в процессе его сотрудничества с выдающимися отечественными дирижерами, в разные годы возглавлявшими коллектив и сформировавшими его высококлассный исполнительский уровень. Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра Народный артист СССР Лев Штейнберг. Затем руководство МГАСО осуществлялось такими прославленными советскими музыкантами, как Николай Аносов (1945 — 1950) , Лео Гинзбург (1950 — 1954), Михаил Териан (1954 — 1960). Огромный вклад в развитие творческого потенциала оркестра внесла Вероника Дударова — первая в мире женщина-дирижер, возглавлявшая коллектив почти тридцать лет, с 1960-ого по 1989-ый. Павел Коган, заняв должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра в 1989 году, проявил себя и как хранитель великих традиций, и как смелый новатор. Он значительно обновил репертуар коллектива, заметно обогатив его произведениями европейской и американской музыки, сделал оркестр известным и узнаваемым на Западе. Сегодня МГАСО — регулярный участник знаменитых отечественных и зарубежных фестивалей, в его творческой биографии — гастроли на лучших сценах мира всех континентов, с ним выступали крупнейшие дирижёры и солисты современности. Особая гордость коллектива — грандиозные монографические циклы концертов, включающие практически все оркестровые сочинения великих композиторов-симфонистов: Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Репертуар коллектива включает не только классико-романтическую музыку, но и работы современных композиторов, забытые и незнакомые слушателям произведения. А самой широкой аудитории адресованы блистательные новогодние концерты, состоящие из знаменитых вальсов и полек «короля вальсов» Иоганна Штрауса. Эти программы оркестра Павла Когана пользуются невероятным успехом у публики. Впрочем, не меньший ажиотаж наверняка вызовут и программы юбилейного сезона, и уже первый филармонический концерт состоит из раритетов.

Символично, что в концерте, открывающем филармонический абонемент юбилейного сезона, МГАСО и Павел Коган обратились к двум наиболее многозначным и монументальным симфоническим полотнам Мендельсона. Масштаб таланта этого композитора сопоставим с наследием мастеров эпохи Возрождения, еще при жизни он был признан как выдающийся композитор, ему рукоплескали как блестящему пианисту и дирижёру. Мендельсону принадлежат особые заслуги в области просвещения — он основатель первого в Германии музыкального ВУЗа, Лейпцигской консерватории, открытой в 1843 году и носящей его имя. А в 1829 году в берлинской Певческой капелле под его управлением было исполнено одно из монументальных произведений Баха «Страсти по Матфею», тогда основательно забытое и не исполнявшееся более ста лет. Это событие положило начало «баховскому возрождению» в XIX веке и, кто знает, знали бы мы сегодня творения И. С. Баха и Ф. Генделя, если бы не пропаганда творчества этих классиков Мендельсоном.

Возвышенная гармония, величественная красота и присущее классицизму жизнеутверждающее мировоззрение, вносящее свет даже в самые драматичные произведения композитора, — все это делает шедевры Мендельсона как будто специально созданными для торжественных случаев. Его «Свадебный марш» из музыки к комедии «Сон в летнюю ночь» знаком всем и растиражирован практически повсеместно в окружающем нас звуковом пространстве: эта музыка звучит не только на свадебных церемониях всего мира, но и используется в рингтонах, компьютерных и рекламных заставках. Из его симфонического наследия чаще всего обращаются к одной из самых ярких романтических симфоний — Третьей, «Шотландской», или к светлой, обращённой в классицистскую эпоху Четвёртой, «Итальянской». «Реформационная» симфония обозначена как Пятая по стечению обстоятельств: она была написана в 1829-м, задолго до всех симфоний Мендельсона и стала не только первой зрелой симфонией композитора, но и первой программной и первой романтической симфонией вообще. Её импульсивность и мятежная романтика предвосхищает и симфонии Шуберта, и «Фантастическую» Берлиоза, появившуюся несколькими месяцами позже. Программа ограничивается лишь заголовком: симфония была написана к 300-летию Реформации — утверждению лютеранства в Германии 25 июня 1530 года. Музыканты Парижского симфонического оркестра отказались её исполнять, посчитав, что в её музыке слишком много фуг и мало мелодий. И хотя её премьера все же состоялась с оркестром Берлинской певческой капеллы под управлением самого Мендельсона, но публиковать её композитор категорически отказался. И лишь спустя 21 год после его смерти симфония вошла в мировые каталоги как Пятая. Драматургия симфонии отвечает композиции знаменитой Девятой симфонии еще одного кумира Мендельсона — Бетховена. Подобно тому, как Девятая Бетховена завершается величественной «Одой радости», в Реформационной симфонии кульминацией, к которой устремлено все развитие, является лежащий в основе последней части хорал «Твердыня крепкая — наш Бог». Это один из самых знаменитых немецких протестантских хоралов, авторство текста и музыки которого приписывается самому Лютеру (его особенно часто обрабатывал глубоко почитаемый Мендельсоном Бах).

Десять лет спустя «Реформационной» Мендельсон закончил симфонию-кантату «Хвалебная песнь», также связанную с идеями Лютера, но приуроченную к юбилею другого культурного события, еще глубже уходящего в историю — четырехсотлетию книгопечатания. Искренне верующий лютеранин, Мендельсон сам отобрал для кантаты тексты из Библии в лютеровом переводе на немецкий язык и поместил на ее титульном листе эпиграф из Лютера: «И пожелал я увидеть все искусства, особливо Музыку, в услужении Того, кто дал ее и создал ее». Величественная партитура «Хвалебной песни» опирается на традиции хоровой немецкой музыки. Её пронизывает возвышенная гармония классики, стройность пропорций и логика конструкций. Музыку этой симфонии исчерпывающе характеризуют слова Шумана о самом Мендельсоне: «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их».

Обращаясь к таким шедеврам, Московский государственный академический симфонический оркестр отдает дань своему юбилею и делает прекрасный подарок своим слушателям.

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору