Предстоящие мероприятия


Читайте на эту же тему



Добавлено 09 мая / 13


Пермь

с 25 мая 2013 по 2 июня 2013


Пермская филармония
Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края
Администрация г. Перми

«Дом Дягилева»
Органный зал Пермской филармонии
Пермский театр оперы и балета
Пермский дом народного творчества

Концерты Международного дягилевского фестиваля

Концерты Международного дягилевского фестиваля

Елена Ревич (скрипка)
Полина Осетинская (фортепиано)
Московский ансамбль современной музыки
Алексей Гориболь (фортепиано)
Валентин Урюпин (кларнет, дирижер)
Сергей Полтавский (альт)
Ensemble Modern
Квартет им. Д. Ойстраха
Юлиана Авдеева, Антон Батагов, Алексей Любимов, Михаил Дубов, Георгий Пелецис, Владимир Мартынов (фортепиано)
Хор MusicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис
и другие

Пермский театр оперы и балета

26 Мая’13
воскресенье
20:00
Церемония вручение премии Дягилева // Концерт Ensemble Modern


Премия Дягилева — первая международная награда для продюсеров, работающих в сфере исполнительского искусства. Она присуждается за самые яркие постановки, осуществленные в мире в минувшем году. Особый статус премии придает не только имя великого импресарио, но и в значительной мере — состав жюри, в которое входят ключевые персоны современного театрального движения во главе с легендарным революционером оперного искусства, ныне интендантом мадридского Teatro Real — Жераром Мортье.

Концерт Ensemble Modern

В программе:
Чин Ынсук — Gougalon
Саид Хаддад — Совершенство
Саид Хаддад — О любви II
Андерс Хиллборг — Испарившийся Тиволи
Хельмут Лахенман — Движение

Один из ведущих коллективов в области современной музыки. Создан в 1980 году, с 1985-го его местом постоянной прописки служит Франкфурт-на-Майне. В составе оркестра 19 солистов из Аргентины, Болгарии, Германии, Индии, Израиля, Польши, Швейцарии, Японии. Концертная программа коллектива представляет собой мультижанровый сплав из музыкального театра, танца, видеопроекции, ансамблевого и оркестрового музицирования. Ensemble modern — постоянный участник ведущих европейских фестивалей, таких как Зальцбургский, Венский, Берлинский и др. Коллектив дает около 100 концертов в год.

27 Мая’13
понедельник
21:00
Мировая премьера В.Николаева «Сквозь разбитые стекла». Акустический концерт группы «Аукцыон»


Композитор — Владимир Николаев

Исполняет оркестр MusicAeterna

Дирижер — Валентин Урюпин

Сотрудничество композитора Владимира Николаева и дирижера Теодора Курентзиса уже стало традицией. Она берет начало в 2008 году — с фестиваля «Территория» и проекта с продолжениями моцартовского «Реквиема», написанными лучшими современными композиторами. В прошлом году на Дягилевском фестивале состоялась премьера кантаты в народном духе «Геревень», которую по заказу Курентзиса Владимир Николаев написал специально для Пермского театра оперы и балета. В этот раз ожидается очередная премьера композитора, приуроченная к Дягилевскому фестивалю, — «Сквозь разбитые стекла», жанр которой автор определяет как «симфорок».

Акустический концерт группы «Аукцыон»

АукцЫон — советский и российский музыкальный коллектив, основанный Леонидом Фёдоровым в Ленинграде. Датой основания группы считается 1978 год. Группа экспериментировала в различных стилях, совмещая в разные этапы элементы пост-панка, джаза и новой волны.


02 Июня’13
воскресенье
19:00
Закрытие фестиваля. Концерт Фестивального оркестра


В программе:

Игорь Стравинский, «Весна священная». Посвящается 100-летию со дня первого исполнения

Бела Барток, Концерт для оркестра

Дирижер — Теодор Курентзис

Большой симфонический оркестр, состоящий из музыкантов, уже имеющих сольную карьеру, — это большой вызов, который, однако, в случае удачи сулит совершенно особое музыкальное качество. Именно такое грандиозное впечатление произвел на публику фестивальный оркестр, закрывающий Дягилевский фестиваль в 2012 году. В этот раз решено было повторить интересное начинание. Финальным аккордом фестиваля станет программа, в которую войдут Концерт для оркестра Бартока и «Весна священная» Стравинского. Ровно сто лет назад «Весна священная» взорвала умы парижской публики во время дягилевских «Русских сезонов», и 2013 году весь мир отмечает этот юбилей. За дирижерский пульт в концерте поднимется маэстро Теодор Курентзис, за пульты оркестра — успешные музыканты России и Европы.

Дом С. П. Дягилева

27 Мая’13
понедельник
23:00
Piano-gala


Исполняют: Юлиана Авдеева, Антон Батагов, Алексей Любимов, Михаил Дубов

Программу этого концерта слушатели узнают только в самом конце, после аплодисментов. Эта практика уже знакома многим, кто бывал на камерных концертах оркестра MusicAeterna в Новосибирске, Москве и Перми. И делается это не ради игры в музыкальную «угадайку». Худрук Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис считает, что стереотипы, которые возникают при анонсировании того или иного произведения мешают услышать его подлинную суть. Многие считают, что любят Моцарта и Чайковского и не любят Шенберга и Мессиана, но останется ли это мнение таковым, если они не будут знать, кто написал музыку, которую они слушают в данный момент?

28 Мая’13
вторник
22:00
Концерт Московского ансамбля современной музыки «На пять»

В программе:
Георгий Дорохов Элементарные частицы
Александр Хубеев Massimo Sempre
Жерар Гризе Talea
Дэвид Ланг Sweet Air
Дмитрий Курляндский Знаки препинания
Джон Кейдж Fontana Mix

Исполняют:

Иван Бушуев, флейта
Олег Танцов, кларнет
Михаил Дубов, фортепиано
Владислав Песин, скрипка
Олег Ведерников, виолончель


Всемирно известный своими просветительскими проектами Московский Ансамбль Современной Музыки пару лет назад сделал музыкальной общественности Перми настоящий подарок. С 2011 года МАСМ проводит в городе Чайковском, что на юге Пермского края, ежегодную Международную академию молодых композиторов. Проект с первых дней получил высокую оценку профессионалов, а Пермь за счет этого утвердилась как прогрессивный культурный центр.

В рамках концерта на Дягилевском фестивале-2013 МАСМ представляет сочинения ныне здравствующих и недавно ушедших композиторов, оставивших заметный след в развитии музыкального искусства. Конкретно пермским слушателям из числа фестивальной публики будет интересно узнать, что один из избранных авторов, Александр Хубеев, их земляк.


29 Мая’13
среда
21:30
Сольный концерт пианистки Юлианны Авдеевой


В программе:
Франц Шуберт Три фортепианные пьесы, D. 946
Морис Равель Ночной Гаспар
Сергей Прокофьев Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор, ор. 83

Прокофьев и Равель — композиторы, чьи произведения почти всегда присутствуют в концертных программах стремительно ворвавшейся в музыкальную элиту россиянки Юлианны Авдеевой. Сложносочиненная музыка-то еще удовольствие для умных пальцев молодой пианистки, и в сценическом имидже предпочитающей элегантную деловитость. Не зря западная критика, не сводящая с Авдеевой глаз после сенсационной победы на Конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве в 2010 году, окрестила ее «демоном во фраке» и «русской Жорж Санд».

Программы своих сольных выступлений Юлианна Авдеева выстраивает по формуле «не более трех композиторов». В этот раз третьим в компании великих стал Франц Шуберт — автор, которого в числе немногих классиков пианистка ставит на вершину фортепианного репертуара.

Органный зал Пермской филармонии

26 Мая’13
воскресенье
17:00
Сольный концерт пианиста Антона Батагова «Битва на пляже»


В программе

Эдвард Григ (1843 — 1907) Мелодия
Филип Гласс (р.1937) Суд из оперы «Эйнштейн на пляже» (фортепианная транскрипция Антона Батагова)
Уильям Бёрд (1540 — 1623) Битва
Эдвард Григ Халлинг
Уильям Бёрд Пойдем гулять в дремучий лес?
Джон Кейдж (1912 — 1992) В пейзаже
Иоганн Пахельбель (1653 — 1706) Чакона фа минор
Филип Гласс Ночной поезд из оперы «Эйнштейн на пляже» (фортепианная транскрипция Антона Батагова)

Пианист, композитор. В 1990-е годы некоторое время жил в Нью-Йорке и тогда же успел обратить на себя внимание ведущих американских критиков. Его запись «Искусство фуги» (1993) музыковед Ричард Костеланец назвал «самой потрясающей интерпретацией Баха со времен Глена Гульда». В целом в дискографии музыканта, насчитывающей более 30 компакт-дисков, представлены его собственные сочинения, а также записи классической и современной музыки. В 1997-м по идейным соображениям Батагов отказался от выступлений. Его возвращение на сцену после 12-летнего затворничества стало одним из главных событий 2009 года.
27 Мая’13
понедельник
19:00
Концерт фестивального хора


Хор MusicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис
Хормейстер Виталий Полонский
Саратовский театр хоровой музыки

В программе:
Альфред Шнитке
Концерт для смешанного хора в четырех частях

Дирижер
Теодор Курентзис
Хормейстер
Виталий Полонский

Вдохновившись успехом Фестивального оркестра на Дягилевском фестивале-2012, дирижер Теодор Курентзис и хормейстер Виталий Полонский решили пойти дальше и объединить для разового выступления два вокальных коллектива. Хор MusicAeterna образован в 2011 году в Перми. Саратовский губернский театр хоровой музыки ведет свою историю с 1991 года. Объединяющим признаком для этих коллективов является то, как бережно и деликатно они обращаются с контекстами разных эпох и рекомендациями композиторов, произведения которых исполняют.

На фестивале они исполнят один из лучших образцов современной музыкальной христианской культуры — Концерт для смешанного хора Альфреда Шнитке, написанный на стихи армянского монаха-богослова Григора Нарекского из его «Книги скорбных песнопений» (ХI век).

28 Мая’13
вторник
12:00
Мастер-класс органиста Ульферта Смидта


28 Мая’13
вторник
18:00
Фортепианный концерт


В программе:

Мировая премьера: Антон Батагов, «Избранные письма Сергея Рахманинова». Исполняет автор
Георгий Пелецис, Владимир Мартынов, «Переписка». Исполняют Полина Осетинская и Владимир Мартынов
Фортепианный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова» (2013)
1. У могилы Рахманинова (кладбище Кенсико, Валхалла, штат Нью-Йорк)
2. Письмо Сергея Рахманинова Симеону тен Холту
3. Письмо Сергея Рахманинова Питеру Гэбриэлу
4. Письмо Сергея Рахманинова Арво Пярту
5. Письмо Сергея Рахманинова Людовико Эйнауди
6. Письмо Сергея Рахманинова Филипу Глассу
7. Письмо Сергея Рахманинова Виму Мертенсу и Никколо Паганини
8. Письмо Сергея Рахманинова Брайану Ино
9. Письмо Сергея Рахманинова Владимиру Мартынову
10. У могилы Рахманинова. Постлюдия

В октябре 2012 года я посетил могилу Рахманинова. Он похоронен на кладбище Кенсико, которое находится в деревушке под названием Валхалла, в получасе езды от Нью-Йорка. Вокруг — живописные холмы, аккуратные домики, подстриженные газоны, идиллические озера и ручьи. Рядом с Рахманиновым похоронены актеры, писатели, политики, военные, бизнесмены, а также «простые смертные» со всего мира: американцы, русские, эстонцы, китайцы… Великий музыкант, слышавший вселенную как ликующе-трагическое колокольное пространство, мощное и бескрайнее, Рахманинов покинул Россию и стал частью совсем другого мира…

Стоя у его могилы, я почувствовал, как это пространство резонирует во мне. Вернувшись домой, я начал сочинять фортепианный цикл.

В этом цикле Рахманинов пишет письма композиторам-постмодернистам. Он сам был анти-модернистом. Он не совершал революций, не «опережал время», и не боялся выглядеть старомодным. На первый взгляд кажется, что он не повлиял ни на кого из композиторов конца ХХ — начала XXI века. И всё же его незримое магическое присутствие ощущается в музыке некоторых авторов: и тех, кого называют «современной классикой», и рок-музыкантов. И наоборот: когда бесконечные Рахманиновские мелодии раскручиваются из кратчайшего мотива — буквально из двух-трех нот — слово «минимализм» уже готово сорваться с языка… Впрочем, пути этих взаимодействий — штука настолько тонкая и неочевидная, что не хочется огрублять ее музыковедческими терминами.

Итак, Рахманинов обращается к будущим композиторам. Среди современников не нашлось ни одного адресата, что вполне естественно: музыкальный мир был поглощен авангардными исканиями. Да и следующее поколение в основном тоже устремилось в эту же сторону. Но Рахманинов заглянул чуть дальше — и увидел тех, с кем ему захотелось поговорить по душам.

Мы давно привыкли к тому, что старинная и классическая музыка используются в качестве строительного материала для новой музыки. Однако время летит очень быстро, и мы находимся уже на новом витке спирали. Музыка, написанная совсем недавно, сама становится материалом для сегодняшней медитации. При этом никаких цитат здесь нет; только стилистические путешествия на машине времени. Витки спирали резонируют между собой, а мы слушаем, как всё это звучит.

Антон Батагов

Переписка

«Переписка» двух музыкальных гуру — российского композитора Владимира Мартынова и латыша Георгия Пелециса — это произведение для двух фортепиано, которое в буквальном смысле слова было создано «по переписке». Авторы совместно придумали идею, а затем пересылали друг другу письма с нотами новых частей, развивавших и дополнявших общий замысел. Весь список из 14 музыкальный частей исчерпывается тремя названиями: чередующимися «Пелецис-Мартынову» и «Мартынов-Пелецису» и завершающими «Переписку» 4-мя Postsсriptum`ами. На Дягилевском фестивале-2013 адресатом Мартынова за роялем выступит кумир взыскательной публики Полина Осетинская.


29 Мая’13
среда
19:00
Концерт органиста Ульферта Смидта


В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия, трио и фуга, до мажор, BWV 545a
Хорал «Приукрашайся, любимая душа»
Иоганн Готлоб Тёпфер
Концерт-фантазия, до-минор
Вольфганг Амадей Моцарт
Анданте, фа мажор, KV 616
Луи Вьерн
Колокола Вестминстера
Роберт Шуман
Канон, ля-бемоль мажор, op. 56.4
Макс Регер
Вступление и пассакалия und Passacaglia d-Moll
Токката и фуга, d-Moll/D-Dur, op. 59

Концерт лучшего органиста главного лютеранского собора в Ганновере Ульферта Смидта служит иллюстрацией к лекции, которую музыкант прочтет накануне — 28 мая (вторник) в 12:00 в Органном зале Пермской филармонии. Речь пойдет о развитии немецкой органной музыки. Свой рассказ Смидт начнет с эпохи барокко (главный герой — Иоганн Себастьян Бах) и продолжит экскурсом в эпоху рококо, для которой были свойственны «сентиментальный стиль» и легкость. Затем настанет очередь Шумана и Брамса, чьи имена в истории музыки стоят рядом: их музыка отличается субъективностью и особой экспрессией. Под конец Ульферт Смидт представит творчество Макса Регера, для которого характерны новаторские приемы и техники — и это уже почерк музыканта рубежа XIX-ХХ веков.


30 Мая’13
четверг
18:00
Концерт Hilliard Ensemble


В программе:
Роджер Марш Il cor tristo I
Бернардо Пизано Chiare, fresche, e dolci acque; / Nova angeletta; / Che debb’io far?
Роджер Марш Il cor tristo II
Жак Аркадельт Solo e pensoso; / L’aer gravato; / Tutt’il d? piango
Роджер Марш I cor tristo III
Перотин Viderunt
Жоскен Депре Ave Maria
Арво Пярт And one of the Pharisees
Комитас Шаракан: Ov zarmanali; / Hays hark nviranc ukhti; / Amen hayr surp; / Surp, Ter zorutheanc
Арво Пярт Most Holy Mother of God

Один из лучших в мире старинной музыки, камерный вокальный ансамбль The Hilliard Ensemble представляют четыре английских джентльмена — контртенор, два тенора и баритон. Коллектив назван в честь британского художника-миниатюриста Николаса Хиллиарда, жившего на рубеже XVI—XVII вв. и прославившегося портретами королевы Елизаветы I и ее придворных. Созданный в 1974 году, квартет, наряду с музыкой Средневековья, Ренессанса и эпохи барокко, исполняет произведения ныне живущих композиторов, среди которых — Арво Пярт, Гэвин Брайерс, Гия Канчели, Хайнц Холлигер.



31 Мая’13
пятница
18:00
Концерт квартета им. Д.Ойстраха


В программе:
Петр Чайковский Струнный квартет № 3, ор. 30
Дмитрий Шостакович Струнный квартет № 9 ми-бемоль мажор, ор. 117

Исполнители:
Андрей Баранов (1 скрипка), Даниил Австрих (2 скрипка), Федор Белугин (альт), Алексей Жилин (виолончель)

Концерт Квартета им. Давида Ойстраха — это возможность услышать звучание уникальных старинных инструментов, ведь все музыканты играют на настоящих произведениях искусства итальянских мастеров XVIII–XIX века. Особого внимания заслуживает скрипка Huggins (1708) Антонио Страдивари в руках Андрея Баранова: она была предоставлена ему за победу на престижном Конкурсе имени Королевы Елизаветы в 2012 году.

В истории создания Квартета эта победа сыграла определяющую роль. 76 лет назад на том же самом конкурсе праздновал триумф Давид Ойстрах. Заручившись поддержкой его семьи, солисты Андрей Баранов, Сергей Пищугин, Федор Белугин и Алексей Жилин назвали свой, на тот момент уже сплоченный ансамбль, в честь великого скрипача ХХ века. На фестивале музыканты исполнят два сочинения из базового репертуара своего квартета.



31 Мая’13
пятница
20:00
Концерт пианиста Алексея Любимова и солистов оркестра MusicAeterna


В программе:
Александр Рабинович Рассказ о странствии
Франц Шуберт Четыре экспромта, ор. 90
Джон Кейдж Сюита «Опасная ночь»
Павел Карманов Секстет «Ненавидимый и любимый город»

Исполнители
Алексей Любимов (фортепиано)
Елена Ревич (скрипка)
Вадим Тейфиков (скрипка)
Сергей Полтавский (альт)
Игорь Бобович (виолончель)
Леонид Бакулин (контрабас)
Николай Дульский (ударные)

Цикличный характер концерту придают два произведения, имеющие непосредственное отношение к личности Алексея Любимова. Программу открывает посвященный пианисту «Рассказ о странствии» (по мотивам сюжета о блудном сыне) Александра Рабиновича-Бараковского, когда-то советского, а после эмиграции в 1974 году — швейцарского композитора. Завершает концерт фортепианный секстет «Любимый ненавидимый город» Павла Карманова: Любимов — один из самых ярких интерпретаторов его музыки. Парадокс в заглавии секстета точно отражает тот сплав сложных чувств, которые столица нашей родины Москва вызывает у всех, кто когда-либо имел с ней отношения. Оба произведения народный артист России исполняет совместно с солистами оркестра MusicAeterna. Ну, а сердцевиной программы стали сочинения классиков XIX и ХХ века, Шуберта и Кейджа, — два произведения, позволяющие наилучшим образом продемонстрировать сольные возможности пианиста.

01 Июня’13
суббота
15:00
Концерт «Приношение Бенджамину Бриттену»


В программе:
Кантикль I на слова Ф. Куарлза
Temporal Variations
Winter Words
Morning — Evening — Night
Who Are These Children?
The Golden Vanity

Исполнители
Эндрю Гудвин (тенор)
Алексей Гориболь (фортепиано)
Алексей Огринчук (гобой)
Творческий коллектив Пермской хоровой капеллы мальчиков


Среди юбилеев, на которые богат 2013 год, есть и тот, что принадлежит крупнейшему британскому композитору ХХ века Бенджамину Бриттену. Это столетие со дня его рождения. Англичане с его именем связывают возрождение национальной оперы, почти три века после Перселла пребывавшей в молчании.

В среде русской музыкальной общественности Бриттен тоже свой. Возможно, потому что свою задачу как оперного композитора он видел так: «Моя заветная мечта — создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам…»

Помимо сочинений для театра, Бриттен оставил после себя богатое и разнообразное наследие симфонической и вокальной музыки. Его камерные произведения публика фестиваля услышит в исполнении, возможно, лучших на сегодня в России интерпретаторов творчества выдающегося англичанина.

Пермский дом народного творчества

31 Мая’13
пятница
23:00

Концерт Мистерия «Кали-Юга» памяти Рави Шанкара
1. Тьма
2. Танец Шивы
3. Рага позднего вечера
4. Баланс
5. Три гуны
6. Колесо Дхармы

Исполнители
Гаурав Мазумдар (ситар)
Кунтал Рой (таблы)
Алексей Сергунин (фортепиано)
Георгий Мансуров (кларнет, клавишные)
хор и оркестр MusicAeterna


«Кали-Юга» не концерт в прямом смысле слова и даже не спектакль — это священнодействие. Каждый эпизод мистерии имеет сакральный смысл и точные математически высчитанные формулы. Это своего рода музыкальный кубик Рубика. Такой прием позволяет музыкантам не просто играть по нотам, а обогащать исполнение элементами импровизации, не выходя за рамки формы.

Концерт-мистерия посвящен памяти Рави Шанкара — великого мастера игры на ситаре, «крестного отца стиля world music», как называл его гитарист The Beatles Джордж Харрисон. Современные лидеры индийской музыки Гаурав Мазумдар и Кунтал Рой вступят в музыкальный диалог с оркестром и хором MusicAeterna и лично с авторами проекта — Алексеем Сергуниным и Георгием Мансуровым. Чтобы через контраст и конфликт инструментов разных цивилизаций достичь катарсиса и рождения нового, актуального звучания.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору