Добавлено 22 мая / 14 Татьяна

четверг


Москва

22 мая 2014


Московская академическая филармония

Концертный зал имени Чайковского

пл. Триумфальная, 4/31

Кристоф Виллибальд Глюк. «Орфей и Эвридика», опера в концертном исполнении

Кристоф Виллибальд Глюк. «Орфей и Эвридика», опера в концертном исполнении

Московский камерный оркестр «Musica Viva»
Солисты:
Колин ЛИ (тенор) /Великобритания/,
Дебора ЙОРК (сопрано) /Великобритания/,
Софи ЯНКЕР (сопрано) /Бельгия/

Дирижёр:
Уильям ЛЕЙСИ /Великобритания/

22 Мая в Концертном зале имени П. И. Чайковского в концертном исполнении прозвучит опера Глюка «Орфей и Эвридика». Факт исполнения этой прекрасной оперы, воспевающей силу искусства и любви, признанной одним из самых совершенных творений композитора, сам по себе заслуживает внимания. Но обращение к этому шедевру Кристофа Виллибальда Глюка столь звёздного исполнительского состава, какой объединился в проекте Московской филармонии, переводит эту программу в разряд экстраординарных концертных событий. Тем более, что ценители музыки барокко и раннего классицизма давно ждут каждый концерт камерного оркестра «Musica viva», посвященный искусству отдалённых эпох. Вокальный ансамбль «Интрада» также зарекомендовал себя как один из самых профессиональных исполнителей старинной музыки и тонкий специалист в области аутентичного искусства. В качестве исполнителей главных партий приглашены звёзды мировой оперной сцены, также прославившиеся своими прочтениями барочной музыки. Великолепный исполнительский состав отдаст дань 300-летию композитора, которое отмечается во всём мире в 2014-м году.

Творчество великого оперного реформатора Кристофа Виллибальда Глюка находится на грани эпох барокко и классицизма. Будучи великолепным мелодистом, композитор мог бы снискать себе славу в традиционных музыкальных формах, но природная любознательность и желание не останавливаться на достигнутом побудили его к поискам новых художественных форм и, в конце концов, привели к сознательному реформированию оперного искусства. Жанр итальянской оперы-сериа, помпезной мифологической оперы превратился на тот момент в застывший «концерт в костюмах» из виртуозных арий. Глюк обогатил оперу динамизмом французской комедии, простыми и выразительными интонациями английской и немецкой песни. Опера, как сказали бы сегодня, благодаря Глюку превратилась из анахронизма в современный спектакль, в динамичной форме повествующей о сильных страстях и возвышенных идеалах верности, долга, готовности к самопожертвованию. Первой из таких реформаторских партитур стала именно опера «Орфей и Эвридика», ставшая событием не только в творческой эволюции композитора, но и в музыкальной жизни Вены, где Глюк тогда служил придворным композитором. Опера была написана в 1762-м и переработана в 1774-м году, в поздний и наиболее плодотворный, парижский период творчества композитора. Но и обе редакции, и многочисленные концертные и сценические воплощения этой оперы оставляли неизменным самые яркие эпизоды «Орфея и Эвридики»: арию Орфея с знаменитым соло флейты, известным в многочисленных инструментальных вариантах под названием «Мелодия» и сцену у врат Аида — драматический поединок Орфея и фурий, ставший замечательным образцом крупной оперной формы, в которой достигнуто абсолютное единство музыкального и сценического развития. За «Орфеем» последовали еще 2 реформаторские оперы — «Альцеста» (1767) и «Парис и Елена» (1770), в которых утвердился тип глюковской оперной эстетики. Её главная мысль — подчинение всех музыкальных средств драматическому действию, синтез музыки и драмы. «Я стремился изгнать из оперы все те дурные излишества, против которых уже долгое время тщетно протестовали здравый смысл и хороший вкус», — писал композитор в предисловии к опере «Альцина», ставшим его манифестом. — «И хотел свести музыку к её истинному назначению — сопутствовать поэзии». После реформы «Кавалера Глюка» (такое звание композитор заслужил многолетней службой при венском дворе) стало невозможно писать оперы как раньше, «для солистов». Принципы Глюка воплотили в своём творчестве его современники Саккини и Сальери, глюковской драматургией восхищались Моцарт и Глинка, Берлиоз называл Глюка «Эсхилом музыки», а его идею синтеза музыки и драмы по-своему воплотил Вагнер.

Для исполнения одного из самых совершенных творений Глюка с московскими камерным оркестром «Musica viva» и вокальным ансамблем «Интрада» объединятся западные артисты, давно снискавшие славу знатоков стилистики старинной музыки.

Партию Орфея исполнит тенор Колин Ли. Уроженец Кейптауна (ЮАР), Колин Ли отшлифовывал своё мастерство в Лондоне у Джеффри Толбота, а затем с 2001 по 2003 гг. был участником Молодежной программы Английской национальной оперы, где за время обучения исполнил партии Феррандо («Так поступают все женщины» В. А. Моцарта), Иопаса, Эленуса («Троянцы» Г. Берлиоза), Фентона («Фальстаф» Дж. Верди), Ремендадо («Кармен» Ж. Бизе). Колин Ли зарекомендовал себя как один из самых ярких лирических теноров. Одну лишь партию Графа Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» певец исполнил более 80-ти раз в крупнейших театрах мира, среди которых Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, в Парижской, Уэлльской и Английской национальной опере, Венском и Берлинском государственном оперном театре. В последние годы среди работ певца — не только лирические, но и драматические теноровые партии: Тонио («Дочь полка» Г. Доницетти) в Королевской опере Ковент Гарден и Гамбургской государственной опере, Альфред («Травиата» Дж. Верди) в Опере Кейптауна, Яков V в. концертном исполнении оперы «Дева озера» в Концертном зале им. Чайковского в Москве. В 2013 году Колин Ли принял участие в постановке оперы «Сомнамбула» В. Беллини в Большом театре, исполнив партию Эльвино (дирижер Энрике Маццола, режиссер Пьер Луиджи Пицци). Певец исполняет разнообразный концертный репертуар: «Стабат матер», «Маленькую торжественную мессу» и «Мессу ди глория» Россини, Реквием, «Коронационную мессу» и «Solemn Vespers» Моцарта, оратории «Мессия», «Иевфай» и «Иуда Маккавей» Генделя, Мессу си-бемоль мажор («Harmoniemesse») Гайдна, «Мессу ди глория» Пуччини, «Кармину бурана» Орфа, «Креольскую мессу» Рамиреса. Для лейбла «Opera Rara» Колин Ли исполнял главные партии в записях редко исполняемых опер «Всемирный потоп» и «Катерина Корнаро» Г. Доницетти, «Елизавета, королева английская» и «Гермиона» Дж. Россини (Вильгельм), «Эмма Антиохийская», «Заира» и «Мария Стюарт» С. Мерканданте, «Софонизба» Ф. Паэра, «Эдинбургская темница» Ф. Риччи.

Партию Эвридики исполнит Дебора Йорк — одна из самых известных в Европе сопрано, специализирующихся на музыке барокко и классицизма. Выступала на сценах Баварской государственной оперы, Гранд-Опера, Оперы Штутгарта и Дрездена. Сотрудничала с Джоном Гардинером, Марком Минковским, Кристофом Руссе, Тревором Пинноком, Теодором Курентзисом, с которым записала оперу Генри Пёрселла «Дидона и Эней». Обладательница премии «Грэмми» Дебора Йорк известна как одна из ведущих певиц в области исторического исполнительства. Деборе Йорк удается и оперный, и кантатно-ораториальный, и камерный репертуар. Спектр ее музыкальных интересов широк — от музыки Монтеверди до сочинений композиторов двадцатого столетия: Прокофьева, Стравинского, Пуленка и Бриттена. Особую известность певице принесли интерпретации музыки И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, осуществленные в сотрудничестве с такими исполнителями, как Филипп Херревеге, Пол Маккриш, Марк Минковский, Тон Коопман, Кристоф Руссе, Тревор Пиннок, Оттавио Дантоне и Маркус Крид.

Партию Купидона исполнит молодая бельгийская сопрано Софи Юнкер, победительница международных конкурсов исполнителей барочной оперы имени Чести в Инсбруке (2012) и имени Генделя в Лондоне (2010). Лауреатские звание характеризуют репертуарные пристрастия певицы, одним из главных среди которых являются музыка барокко. Репертуар С. Юнкер охватывает самые разные стили и эпохи: от камерных программ из музыки Генделя, И. С. Баха, Куперена и главных партий и в операх Моцарта, Доницетти, Массне, Шарпантье, до партитур Мийо, Бернстайна и Менотти.

Дирижёр Уильям Лейси родился в Лондоне в 1973 г. Окончил Королевский колледж в Кембридже, где в период обучения дирижировал студенческим оркестром. Также занимался с Альфредом Бренделем и Дьёрдем Куртагом, посещал мастер-классы в «Моцартеуме». Дирижерский дебют Уильяма Лейси состоялся в 1995 г. Три года спустя он провел свой первый спектакль в Английской национальной опере, в 1998—2001 гг. работал в опере Сан-Франциско, был ассистентом Валерия Гергиева и сэра Чарльза Маккерраса. Дирижировал в таких театрах, как Лисео в Барселоне, парижская Опера-комик, Королевская шведская опера, Норвежская национальная опера, Хьюстонская Большая опера, Национальная опера Вашингтона, Нью-Йорк Сити опера, Канадская оперная компания в Торонто, а также в театрах Лос-Анджелеса, Санта-Фе, Юты. Дирижер сотрудничает с Бирмингемской оперной компанией под руководством Грэма Вика, а также регулярно дирижирует спектаклями с участием Пласидо Доминго (среди их последних совместных выступлений — «Тамерлан» Г. Ф. Генделя в Барселоне, Вашингтоне и Лос-Анджелесе). С 2010 г. Уильям Лейси является главным дирижером Лейпцигской оперы. В репертуаре дирижера более пятидесяти оперных произведений XVII–XX столетий. Уильям Лейси не чужд и современной музыки — в прошлом году под его управлением состоялась мировая премьера оперы Дж. Доува «Жизнь это мечта» в Бирмингеме. В качестве симфонического дирижера Уильям Лейси сотрудничал с лейпцигским оркестром «Гевандхауз», Королевским национальным оркестром Шотландии, Хьюстонским оркестром, Немецким филармоническим оркестром земли Райнланд-Пфальц, «Collegium musicum» Копенгагена, Израильским камерным оркестром, филармоническим оркестром Гонконга и другими коллективами. В Москве Уильям Лейси впервые выступил в 2012 г., продирижировав премьерными спектаклями оперы «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена в Академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору