Добавлено 25 марта / 17 svetlanaviolino

суббота


Нижний Новгород

25 марта 2017


старый актовый зал ННГУ им. Лобачевского
ул. Б. Покровская, 37

месса-TANGO

месса-TANGO

Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода»
Юрий Нугманов (гитара)
Tango Orchestra Misterioso
Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород»
Елена Погодина (фортепиано)
Анатолий Сафонов (бандонеон, Москва)
Наталия Грушко (меццо-сопрано)

дирижер ИВАН СТОЛЬНИКОВ

в программе:
Марио Кастельнуово-Тедеску ROMANCERO GITANO (Цыганские песни)
Мартин Палмери «Месса Буэнос-Айрес»

Марио Кастельнуово-Тедеско (1895−1968) потомок испанского рода Кастилла Нуэва (Castilla Nueva), американский композитор использовал семь текстов Федерико Гарсиа Лорки из Поэмы о канте хондо (1921) в своей работе Romancero Gitanо (Цыганские песни), соч. 152, для хора и гитары (1951).
«Канте хондо (исп., на андалусийском диалекте — cantejondo, букв. „глубокое пение“) — это редчайший и самый древний в Европе образец первобытных песен, его звуки доносят до нас обнаженное чувство древних восточных народов» (Ф. Г. Лорка). Эти песни иллюстрируют историю и музыкальный ландшафт андалузского региона и являют собой основу жанра — «ветхий завет» канте фламенко.
«Канте хондо не вмещается в строгую и холодную пентаграмму современной музыки, разрывает звуковые клетки нашей темперированной шкалы и раскрывает тысячи лепестков в герметических цветах полутонов. Канте хондо близок к трелям птиц, к пению петуха, к естественной музыке леса и родника.» (Ф. Г. Лорка)
Romancero Gitano запечатлело сердце и разум канте хондо, сущие в триединстве натянутого нерва, гитары и ритма. Этот вдохновенный опус — живой пример того, как властно «глубокое пение» над человеческими эмоциями.
Балладилья о трёх реках
Гитара
Кинжал
Процессия: Шаг/Стрела
Память
Танец
Гремучая змея
«Месса-танго» («Месса из Буэнос-Айреса»), написанная для оркестра, хора, меццо-сопрано и бандонеона, это светское сочинение аргентинца Мартина Палмери (р.1965). Несмотря на канонические тексты католической литургии, использованные композитором, предметом поклонения в Мессе из Буэнос-Айреса скорее выступает танго, точнее, его культовая ипостась — tangonuevo и, безусловно, «икона» стиля — Астор Пьяццолла. Абсурдное для европейского менталитета сочетание танца и богослужения в контексте южно-американской субкультуры танго выглядит вполне естественно, и хору, произносящему «SanctusDominus» не приходится преодолевать когнитивный диссонанс, лавируя между раскрепощённостью и этической мерой. Автор признается, что пытался компанировать (усадить за общую трапезу) типические стилевые элементы танго и выразительность хорала, оживить сокральный текст тембральным многообразием и проникновенностью, которую даёт специфическое звучание бандонеона — немецкого инструмента с великой аргентинской судьбой. И пусть в пуританских границах Европы этот стилистический «трансген» больше похож на провокацию, в целом эксперимент Палмери лишь катализирует пацифистскую экспансию «нового» танго в концертные залы Старого света.
KIRIE
GLORIA
CREDO
SANCTUS
BENEDICTUS
AGNUSDEI
В исполнительском плане оба сочинения требуют беспрецедентной эмоциональной отдачи и технической сноровки за гранью академического вокала.
И то и другое произведения станут премьерами на нижегородской сцене.

На одном полюсе — религиозные латинские тексты сквозь призму танго, на другом — поэзия Гарсия Лорки под гитару, поданные с выразительной авторской интонацией аргентинского композитора Мартина Палмери и итальянца с испанскими корнями Кастельнуово-Тедеско. Оба сочинения отличает необычный микст исполнителей, когда, к слову, целому хору противостоит одна гитара или классический камерный оркестр дополняется бандонеоном. Среди исполнителей этой изысканной программы Юрий Нугманов, первый российский гитарист, покоривший концертный зал Карнеги — холл.

Эти композиции прозвучат в Нижнем впервые и это то, что непременно стоит услышать грядущей весной.

Билеты доступны в день концерта, а также заранее в киоске консерватории (Пискунова, 40) и в интернете — на сайтах www.kassir.ru, www.redkassa.ru, www.biletnn.ru

Начало концерта в 18:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору