Добавлено 18 мая / 16 Zhenya Lianskaya-Lininger

среда


Москва

18 мая 2016


ГМИИ им. А. С. Пушкина

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

«Музыкальный ландшафт 1938 года»

«Музыкальный ландшафт 1938 года»

Евгений Румянцев (виолончель)
Антон Прищепа (кларнет, композитор)
Анастасия Петрунина (скрипка)
Никита Мндоянц (композитор, фортепиано)

В рамках юбилейного года Сергея Прокофьева в Мемориальной квартире Святослава Рихтера состоится концерт «Музыкальный ландшафт 1938 года», в программу которого войдут камерно-инструментальные сочинения С.Прокофьева, П.Хиндемита и Б.Бартока, написанные в 1938 году. В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов Анастасия Петрунина (скрипка), Никита Мндоянц (фортепиано), Антон Прищепа (кларнет) и Евгений Румянцев (виолончель).

Для Белы Бартока лето 1938 года было очень тяжелым — композитор писал о решительном ухудшении обстановки в Европе и ожидал самого страшного: «за этим должна последовать величайшая расплата, но позднее и при еще более неблагоприятных обстоятельствах». Барток не ограничился высказываниями в письмах к друзьям, он отказался выступать в нацистской Германии, а его произведения были исключены из программы музыкального фестиваля в Баден-Бадене. В этом году он еще продолжает гастролировать и летом заканчивает два новых произведения, в том числе Трио для кларнета, скрипки и фортепиано «Контрасты», написанное для самого композитора и его друзей — скрипача Йожефа Сигети и американского джазового кларнетиста Бенни Гудмана. Первоначально сочинение состояло из двух частей, но позже Барток добавил третью, среднюю, часть. Эта окончательная трехчастная редакция была исполнена Сигети, Гудменом и самим Бартоком в Нью-Йорке, в Карнеги-холл, 21 апреля 1940 года, когда композитор уже навсегда покинул Венгрию, эмигрировав в США.

Духовное становление Пауля Хиндемита сформировалось самой атмосферой 30-х годов — сложной и страшной обстановкой фашистской Германии. Не случайно именно в 1938 году он пишет оперу «Художник Матис», которая воспринималась многими в прямом созвучии с происходящим. На исполнение музыки Хиндемита накладывается официальный запрет, более того, его имя фигурирует в выставке «дегенеративной музыки», которая проходит в 1938 году в Дюссельдорфе. Хиндемит принимает решение об эмиграции в Швейцарию. В этот период и был написан Квартет для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано, который стал своеобразным символом переезда — композитор начал его писать, возвращаясь из американских гастролей в Европу, продолжил дома, в Гамбурге, и закончил уже в Швейцарии.

Для Сергея Прокофьева 1938 год ознаменован триумфальным успехом вышедшего на экраны фильма «Александр Невский» с его музыкой и премьерой в Брно балета «Ромео и Джульетта». Летом Прокофьев начинает писать Первую сонату для скрипки и фортепиано фа минор (ор.80) — одно из своих самых мрачных сочинений (уже первая часть сонаты начинается в ритме похоронного марша, а о пассажах скрипки автор говорил, что «это ветер гуляет по кладбищу»). Работа над сонатой шла долго и трудно — закончена соната была лишь в 1946-м году (за это время Прокофьев успел написать Вторую скрипичную сонату). Таким образом, это сочинение несет в себе отзвуки страшной войны, а ее философский, эпический размах намного превосходит рамки камерного жанра. Первым исполнителем партии скрипки в 1946 году стал Давид Ойстрах, которому соната посвящена, и именно ее семь лет спустя он играл на похоронах Прокофьева вместе с пианистом Самуилом Фейнбергом.

Никита Мндоянц (фортепиано) — пианист, композитор, выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и аспирантуры (класс композиции профессора А.Чайковского, класс фортепиано профессора А.Мндоянца и профессора Н.Петрова). Лауреат международных конкурсов, член Союза композиторов РФ, солист Московской государственной академической филармонии. C 2012 года — приглашённый композитор на Международном Музыкальном Фестивале в Висамбуре (Франция). Является одним из героев документальных фильмов «Русские вундеркинды» (2000) и «Конкуренты» (2009) снятых немецкой фирмой Lichtfilm(реж. Ирена Лангеман).

Анастасия Петрунина (скрипка) — выпускница Академического Музыкального колледжа при МГК им Чайковского (класс Е. Д. Демиденко и Т. В. Колчановой), магистр Высшей Школы Йельского Университета (преподаватель Syoko Aki). Анастасия выступала в престижных залах России, США, Швеции, Венгрии, Италии, Испании, Хорватии и др. В качестве солистки выступала с оркестрами Новая Россия, ГАСО Санкт-Петербурга, Саратовский симфонический оркестр, Костромской филармонический оркестр, Yale Chamberorchestra и др. Анастасия — приглашённый артист различных фестивалей, среди которых Music Academy of theWest, Bowdoin Festival, Elba Music Festival, Berwaldhallen и др.

Евгений Румянцев (виолончель) окончил Московскую Государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, и в настоящее время продолжает обучение в аспирантуре (класс народной артистки СССР, профессора Н.Шаховской). Евгений ведет активную концертную деятельность, с большим успехом выступая в лучших залах России, Европы, Азии и Африки. В 2007 году Евгений Румянцев стал лауреатом XIII Международного Конкурса имени П. И. Чайковского. Участник многих международный фестивалей, среди них: «Usedomer Musikfestival», Фестиваль имени Владимира Горовица, Фестиваль имени Мстислава Ростроповича, «Московская Осень», «Maximafest», «Ars Longa», «Дни Моцарта в Москве», «Приношение Святославу Кнушевицкому», «Московский Международный Виолончельный Фестиваль», «Фестиваль фонда Святослава Рихтера» и др.

Антон Прищепа (кларнет) окончил в 2006 году Российскую Академию Музыки им. Гнесиных, а затем в 2009 году аспирантуру по двум специальностям: как кларнетист (класс Н.Волкова) и как композитор (класс профессора К.Волкова). В 2002 году Антону Прищепе присуждена I премия Первого международного конкурса композиторов им. Скрябина. В этом же году он становится лауреатом II премии на конкурсе исполнителей на духовых инструментах «Сибирские музыкальные ассамблеи», г. Новосибирск. С 2005 года — участник ансамбля солистов «Классика Арт». В декабре 2012 года стал обладателем Гран-При конкурса камерной музыки им. В. Витти в г. Кастеллано-Гротте, Италия (в трио с Александром и Ольгой Посикера). В рамках конкурса состоялась премьера Trio-Racconto Антона Прищепы для кларнета, фагота и фортепиано.

Начало в 19:00

ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58

Цена билета — 450 рублей

Запись на концерт по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. Татьяна, Москва, 22 мая 2016:

    Какой был прекрасный концерт! Дуэт Петрунина/Мндоянц настолько яркий, интересный, надеюсь вскоре услышать их вновь. Спасибо организаторам и молодым ребятам за интересную программу и профессионализм!

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору