Добавлено 06 сентября / 14 Татьяна

суббота


Москва

6 сентября 2014


Московская академическая филармония

Большой зал Московской консерватории

ул. Большая Никитская, 13

Памяти Е. Ф. Светланова

Памяти Е. Ф. Светланова

Никита Борисоглебский (скрипка)
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова

Дирижёр:
Михаил Юровский

Солист:
Никита Борисоглебский (скрипка)

В программе:
Гайдн — Симфония № 38 («Эхо»)
Прокофьев — Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Брукнер — Симфония № 9

Ежегодно Московская филармония посвящает концерты памяти выдающегося дирижёра Евгения Фёдоровича Светланова. Концерт, который состоится 6 сентября, в день 86-летия со дня рождения маэстро, откроет новый филармонический сезон 2014–2015. Главным героем вечера станет Государственный академический симфонический оркестр России — Госоркестр, по сей день называемый «светлановским». Ожидаемо, что программа, посвящённая памяти выдающегося дирижёра будет включать музыку, отвечающую пристрастиям маэстро и произведения, позволяющие в полной мере продемонстрировать исполнительский класс нынешнего Госоркестра.

Евгений Светланов был талантлив во многих сферах творческой деятельности: как дирижёр, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе, в которых он глубоко и тонко анализировал творчество классиков, современников, музыкантов-коллег. Евгений Фёдорович был талантливым пианистом, чью одарённость высоко ценил его консерваторский педагог Генрих Нейгауз. Светланов-композитор (ученик Ю. Шапорина) — автор симфоний, ораторий и кантат, опусов концертного жанра, симфонических поэм, множества камерных произведений. Но главным для Светланова стало дирижёрское искусство, которому он служил самозабвенно. Недаром западная пресса называла его «легендарным маэстро». В своих воспоминаниях Евгений Фёдорович признавался: «С самого юного возраста я мыслил себя дирижёром. К дирижированию я подошёл сознательно, уже имея дипломы пианиста и композитора. И дирижирование явилось как бы суммированием знаний и опыта в других смежных областях». Практически сразу по окончании обучения, в 1955-м году, Светланов дебютировал как оперный дирижёр, осуществив постановку оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова в Большом театре. Сначала дирижёр-стажёр, затем в течение десяти лет — дирижёр, а с 1962 года — главный дирижёр Большого театра, Евгений Светланов вёл за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), в двенадцати из которых являлся дирижёром-постановщиком; в 1964-м году блистательно дирижировал операми «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Садко» и симфоническими концертами на гастролях театра в миланском Ла Скала.
В 1965 году Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижёром Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936 году, руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов. По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира. Евгений Светланов и Госоркестр становятся всемирно признанными интерпретаторами западноевропейской и русской классики, а также музыки современных композиторов. Госоркестром под управлением Светланова записаны все симфонии Брамса, Малера, симфонические произведения Бетховена, Шуберта, Шумана, Дворжака, Грига, Сен-Санса, Блоха, Элгара, Шостаковича, Прокофьева, Шапорина, Хачатуряна, Свиридова, Кабалевского, Эшпая, Бойко, Караева. В 60-е годы записью всех симфоний Чайковского Евгений Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию «Антологии русской симфонической музыки», продолжавшийся три десятилетия. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись двадцати симфоний Мясковского.
Выбор в качестве приоритета именно дирижёрской профессии Евгений Федорович обосновал ещё будучи студентом Московской консерватории своему педагогу Александру Васильевичу Гауку: »Меня побудило заняться дирижированием твердое намерение возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики». И программа филармонического вечера, посвящённого памяти прославленного дирижёра всецело отвечает этому девизу маэстро.
Из 104-х симфоний Гайдна Тридцать восьмая, открывающая концерт памяти Светланова, принадлежит к числу ранних. В ней многое напоминает старинный инструментальный концерт, принцип эха также является одним из наиболее частых композиционных приёмов музыки эпохи барокко. Из-за частого использования в драматургии симфонии эффекта эха симфония и получила свой программный заголовок. Лаконичная форма позволяет в современных концертных программах исполнять эту партитуру Гайдна в качестве вступительной увертюры.
Исполнение Второго скрипичного концерта Прокофьева — дань репертуарным пристрастиям Светланова. Дирижёр исполнял много различной музыки этого композитора. В своих публицистических работах отмечал, что эволюция творчества Прокофьева двигалась будто бы в «обратной» перспективе — через дерзкие завоевания, варварство и «скифство» к обретению новой простоты, мудрой человечности искусства. В музыке Второго скрипичного концерта органично объединяются авангардная и классицистская стилистика. Донести всё своеобразие прокофьевской музыки наверняка удастся одному из самых востребованных скрипачей современности — уроженцу СССР Вадиму Глузману.
Финалом вечера станет монументальная Девятая симфония Брукнера. К этой партитуре Госоркестр не обращался во времена Светланова, однако в последующие десятилетия неоднократно исполнял симфонию, признанную одной их самых грандиозных партитур. Над своей последней симфонией Брукнер работал, будучи уже тяжело больным. Он знал, что это — его лебединая песнь. Три года писал он первые три части симфонии. Это было во времена позднего, но полного и безусловного признания композитора. После долгих лет, когда его симфонии считались скучными, бесформенными и неисполнимыми, после многих лет гонении критики, его музыка наконец завоевала весь мир, хотя пожилой и неизлечимо больной композитор вряд ли мог по-настоящему насладиться счастьем признания. Не удалось ему и завершить последнюю, Девятую симфонию. Предчувствуя это, композитор рекомендовал вместо последней части исполнять свой «Те Deum». Но даже незаконченная, симфония поражает величием замысла, производит сильнейшее впечатление. Пожелание композитора заканчивать симфонию «Те Deum» не выполняется, так как величественное адажио вполне убедительно завершает монументальный цикл. Исследователи творчества Брукнера определили эту симфонию как «Готическую». Величественная красота средневековой архитектуры, восхитительные и причудливые картины природы и грандиозное финальное Adagio, с которым, по убеждению ценителей музыки Брукнера, в послебетховенском симфоническом репертуаре ничто не может сравниться, — это лишь некоторые слагаемые в самобытной картине мира, которую представляет собой последняя симфония Брукнера. Обращение к ней Госоркестра в концерте памяти Светланова символично: зная невероятный интерес маэстро к монументальным «симфоническим романам», можно с уверенностью предполагать, что факт отсутствия этого полотна в репертуаре Госоркестра со Светлановым связан лишь с рядом формальностей и навязанных советской идеологией запретов, под которые попадала и музыка Брукнера. И, надо отдать должное Евгению Фёдоровичу, настоящим творческим прорывом в его времена явилось исполнение всех симфоний Малера. А тот факт, что к наследию Брукнера Госоркестр подошёл уже в свою постсветлановскую эпоху — свидетельство нового витка в творческой эволюции коллектива. К тому же, дирижировать оркестром в предстоящем исполнении Девятой симфонии Брукнера будет Михаил Юровский, признанный одним из корифеев отечественной дирижёрской школы.

Уважаемые слушатели! В связи с болезнью Вадима Глузмана 6 сентября в Большом зале Консерватории Концерт № 2 для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова под управлением Михаила Юровского исполнит Никита Борисоглебский.

Михаил Юровский — представитель среднего поколения музыкальной династии, отец главы Госоркестра Владимира Юровского и один из наиболее талантливых дирижёров своего поколения. Ещё в студенческие годы он был ассистентом Геннадия Рождественского в Большом симфоническом оркестре радио и телевидения. В 1970-х — 1980-х годах Михаил Юровский работал в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также регулярно дирижировал спектаклями Большого театра. В настоящее время его сотрудничество с Большим возобновлено. Так, с 28 февраля по 2 марта 2014 года М. Юровский вновь продирижировал в Большом театре серией спектаклей «Огненный ангел» Прокофьева (постановку этой оперы маэстро осуществил на сцене Большого в 2012-м). С 1978 года — постоянный приглашённый дирижёр берлинской Komische Oper. В 1989 году Михаил Юровский с семьей покинул СССР. Ему предложили занять должность постоянного дирижёра дрезденской Semperoper. В дальнейшем он занимал видные посты художественного руководителя и главного дирижёра филармонического оркестра Северо-западной Германии, главного дирижёра Лейпцигской Оперы, главного дирижёра оркестра Западногерманского радио в Кёльне. С 2003 года по настоящее время он является главным приглашённым дирижером Tonkünstler Orchestra Нижней Австрии. М. Юровский сотрудничает с такими оркестрами Германии, как лейпцигский Gewandhaus, Дрезденский филармонический, симфонический оркестр г. Любека. Заметными событиями стали его выступления с филармоническим оркестром Ниццы, оркестром радио и телевидения Итальянской Швейцарии, симфоническим оркестром Дома музыки Порто и оркестром Бергенской филармонии, концерты с Венгерским национальным филармоническим оркестром и симфоническим оркестром Северных Нидерландов, участие в серии концертов в Лидсе (Leeds International Concert Series), дебюты с симфоническим оркестром Сан-Пауло, филармоническими коллективами Лондона и Варшавы. Продолжается сотрудничество с симфоническими оркестрами Tonkünstler (Вена), Ставангера и Норчепинга. Дирижёр имеет обширную дискографию, включая киномузыку, оперу «Игроки» и полное собрание вокально-симфонических произведений Шостаковича; «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова; оркестровые сочинения Чайковского, Прокофьева, Резничека, Мейербера, Легара, Кальмана, Рангстрема, Петтерсон-Бергера, Грига, Свендсена, Канчели и многих других классиков и современников. В 1992 и 1996 Михаил Юровский получил приз немецких музыкальных критиков в области звукозаписи, а в 2001 году был номинирован на премию Grammy за CD с записью оркестровой музыки Римского-Корсакова с симфоническим оркестром Берлинского радио.

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору