Добавлено 02 сентября / 13

понедельник


Улан-Удэ

23 сентября 2013


Бурятская филармония

Зал Бурятской филармонии

ул. Ербанова, 6

PIANOHOOLIGAN

PIANOHOOLIGAN

Петр Ожеховский (джазовый пианист, композитор)

Петр Ожеховский (PIANOHOOLIGAN) — польский джазовый пианист и композитор, один из наиболее титулованных музыкантов молодого поколения.

Концерт состоится при поддержке Генерального Консульства республики Польша в Иркутске, в рамках юбилея Национально-культурной автономии поляков «Наджея».

Поворотным пунктом в карьере пианиста стало завоевание первой премии на престижном Montreux Jazz Solo Piano Competition в рамках престижного Montreux Jazz Festival 2011 в Швейцарии. Он лауреат премий и дипломов на важнейших конкурсах и фестивалях в Польше. Петр Ожеховский известен не только как пианист и композитор, но также и как лидер джазового квартета High Definition, с которым выиграл несколько международных конкурсов, в том числе Jazz Hoeilaart 2011 в Бельгии.

В ноябре 2012 вышел дебютный сольный альбом Петра Ожеховского — PIANOHOOLIGAN «Эксперимент: Пендерецкий». Альбом польского гения вышел на культовом британском лейбле звукозаписи Decca Records, основанном еще в 1929 году Эдвардом Льюисом. Это первый инструментальный альбом польского музыканта, отмеченный логотипом этой престижной лондонской студии.

Петр Ожеховский — это «Артист Года 2011» в опросе читателей польской газеты «Выборчей», а также лауреат премии «Кристаллики Зеркала 2012» журнала «Зверцядло». Он номинирован на музыкальную премию — Корифей Польской Музыки 2012 в категории «Личность Года», а также на премию «Фридерики» 2013 в категории «Дебют Года».

«Музыканты в Польше играют то, что американцы играли несколько десятков лет назад. Кошмар! Эти люди работают в музеях. Я не собираюсь быть музейным работником» — сказал Петр Ожеховский в одном из своих интервью. PIANOHOOLIGAN (Пианохулиган) хочет оживить дух джаза, отойти от академической музыки.

Потерянный дух джаза Ожеховский нашел в Кшиштофе Пендерецком, одном из наиболее уважаемых польских композиторов в мире, который в начале своего творчества пользовался исключительно радикальным языком. Пианохулиган посвятил началу его композиторской карьеры целый диск — «Эксперимент: Пендерецкий» — это одновременно и преклонение и интерпретация и актуализация достижений классического уже композитора.

Большая часть произведений Пендерецкого написана для большого оркестрового состава. Ожеховский «переписал» их для фортепиано и электроакустического RhodesPiano. В оригинале эти композиции подавляют слушателя целым арсеналом громких инструментов производящих скрипучие, инвазионные звуковые фактуры. Пианохулиган, имея в распоряжении гораздо более скромный инструментарий, должен прибегать к ловким приемам. К своему инструменту он относится в сонористическом духе. Иными словами, источник звуков, извлекаемых Ожеховским, это обычно не стуканье пальцами по клавишам фортепиано. Пианохулиган разбирает свое фортепиано — играет на его струнах, препарирует его, достигая таким способом глубокого, басового звучания. Как и положено хулигану, он ведет себя необычно — свое фортепиано разбирает даже в Президентском Дворце.

Сегодня Пианохулиган сотрудничает с Мартином Масецким, вместе они делают проект «Bach Rewrite», их сопровождает Capella Cracoviensis. Они заново обрабатывают клавесинные концерты Баха, исполняя их на электронных пианино — Ожеховский играет на Rhodes Piano, Масецкий — на электронном Wulitzer. Они играют в Европейском Музыкальном Центре Кшиштофа Пендерецкого, который находится в Люславицах. В последний раз они представили свой проект перед широкой публикой во время краковских празднований Ночи на Ивана Купалу.

Каждому произведению пианисты добавили щепотку собственной композиторской изобретательности, которая проявилась в расширенных джазовых каденциях — писал о их выступлении портал polskamuza.eu — «эти достаточно долгие сольные выступления магнетизировали публику, поражали находчивостью, креативностью музыкантов, которые расширяли звуковые ощущения, применяя многочисленные кластеры, притопывания, удары по инструментам».

Хулиган польской музыки старается представлять свою музыку всюду. Игра на приеме в честь вручения Паспортов Политики и в Президентском Дворце, на Висле и на пляже во время фестиваля Open’er. Если так и дальше пойдет, то новый облик сонористики приобретет такую же славу, как и несколько десятков лет назад, а современная музыка не будет уже только сферой интересов филармонии.

Справка:
Сонористика (лат. sonorus — звучный, шумный) — один из видов современной композиционной техники в академической, джазовой, авангардной, рок-музыке. Используются главным образом красочные звучания и практически игнорируются точные звуковые связи. Возник в 40-х гг. XX в. во Франции. Термин введен Ю. Хоминьским. Отдельные сонористические приемы (всевозможного рода музыкальные кластеры, шумы, тембровые «наслоения», красочные созвучия) широко используются в т. н. прикладной музыке, особенно в кино и драматическом театре. Современные музыкальные синтезаторы (генерирующее звуки электронные устройства) расширили сферу сонорного звучания до беспредельности.

Начало концерта в 18:30

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору