Добавлено 11 сентября / 13

понедельник


Москва

16 сентября 2013


Московская консерватория

Рахманиновский зал Московской консерватории
Цикл концертов: композиторы и пианисты рассказывают свои истории
Концерт I: композитор и пианист Антон БАТАГОВ
Автор и ведущий — Алексей ЛЮБИМОВ

ул. Б. Никитская, 11

«ПРОДОЛЖАЯ ТРАДИЦИИ РАХМАНИНОВА…» К 140-летию со дня рождения и 70-летию со дня смерти

«ПРОДОЛЖАЯ ТРАДИЦИИ РАХМАНИНОВА…» К 140-летию со дня рождения и 70-летию со дня смерти

Антон Батагов (фортепиано, композитор)

Возвращение Антона Батагова на московскую сцену: впервые с 1996 года сольный концерт в Москве


На Московскую сцену возвращается музыкант, чье имя не нуждается в представлении: 16 сентября в Рахманиновском зале Антон Батагов исполнит свой фортепианный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова». Московская премьера этого сочинения открывает проект Алексея Любимова «Продолжая традиции Сергея Рахманинова». В год Рахманинова прославленный пианист и педагог, исследователь и просветитель рассказывает о редком явлении в современной музыкальной культуре — композиторах и пианистах в одном лице. То, что было естественным и обычным в начале ХХ века, в наши дни — скорее исключение из правил.

В программе:

Батагов — Фортепианный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова» (Московская премьера):

1. У могилы Рахманинова (кладбище Кенсико, Валхалла, штат Нью-Йорк)

2. Письмо Сергея Рахманинова Симеону тен Холту

3. Письмо Сергея Рахманинова Питеру Гэбриэлу

4. Письмо Сергея Рахманинова Арво Пярту

5. Письмо Сергея Рахманинова Людовико Эйнауди

6. Письмо Сергея Рахманинова Филипу Глассу

7. Письмо Сергея Рахманинова Виму Мертенсу и Никколо Паганини

8. Письмо Сергея Рахманинова Брайану Ино

9. Письмо Сергея Рахманинова Владимиру Мартынову

10. У могилы Рахманинова. Постлюдия

Антон Батагов о фортепианном цикле «Избранные письма Сергея Рахманинова»

«В октябре 2012 года я посетил могилу Рахманинова. Он похоронен на кладбище Кенсико, которое находится в деревушке под названием Валхалла, в получасе езды от Нью-Йорка. Вокруг — живописные холмы, аккуратные домики, подстриженные газоны, идиллические озера и ручьи. Рядом с Рахманиновым похоронены актеры, писатели, политики, военные, бизнесмены, а также „простые смертные“ со всего мира: американцы, русские, эстонцы, китайцы… Великий музыкант, слышавший вселенную как ликующе-трагическое колокольное пространство, мощное и бескрайнее, Рахманинов покинул Россию и стал частью совсем другого мира…

Стоя у его могилы, я почувствовал, как это пространство резонирует во мне. Вернувшись домой, я начал сочинять фортепианный цикл.

В этом цикле Рахманинов пишет письма композиторам-постмодернистам. Он сам был анти-модернистом. Он не совершал революций, не „опережал время“, и не боялся выглядеть старомодным. На первый взгляд кажется, что он не повлиял ни на кого из композиторов конца ХХ — начала XXI века. И всё же его незримое магическое присутствие ощущается в музыке некоторых авторов: и тех, кого называют „современной классикой“, и рок-музыкантов. И наоборот: когда бесконечные Рахманиновские мелодии раскручиваются из кратчайшего мотива — буквально из двух-трех нот — слово „минимализм“ уже готово сорваться с языка… Впрочем, пути этих взаимодействий — штука настолько тонкая и неочевидная, что не хочется огрублять ее музыковедческими терминами.

Итак, Рахманинов обращается к будущим композиторам. Среди современников не нашлось ни одного адресата, что вполне естественно: музыкальный мир был поглощен авангардными исканиями. Да и следующее поколение в основном тоже устремилось в эту же сторону. Но Рахманинов заглянул чуть дальше — и увидел тех, с кем ему захотелось поговорить по душам.

Мы давно привыкли к тому, что старинная и классическая музыка используются в качестве строительного материала для новой музыки. Однако время летит очень быстро, и мы находимся уже на новом витке спирали. Музыка, написанная совсем недавно, сама становится материалом для сегодняшней медитации. При этом никаких цитат здесь нет; только стилистические путешествия на машине времени. Витки спирали резонируют между собой, а мы слушаем, как всё это звучит.»

Антон Батагов о фортепианном цикле

Многие годы Антон Батагов является культовой фигурой современной музыкальной жизни. Уже сейчас в его творчестве ясно обозначились несколько этапов, на каждом из которых он выполнил некую миссию, повлияв на развитие всей музыкальной культуры.

Ученик Т. П. Николаевой, он еще в Московской консерватории заявил себя как яркий самобытный пианист, получив ряд престижных премий, в том числе на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Его дебютный диск «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» О. Мессиана (1990) сразу же стал сенсацией, а CD с «Искусством фуги» И. С. Баха (1993) получил восторженные оценки именитых критиков: «Это самая потрясающая интерпретация Баха со времен Гульда» (Ричард Костеланец, США).

С конца 80-х годов Антон начинает пропагандировать русскую современную музыку за рубежом, а западную — у себя на родине, впервые исполняет в России сочинения Филипа Гласса и Стива Райха, Мортона Фелдмана и Джона Кейджа. Примерно в это же время появляются его первые собственные сочинения, и он становится художественным руководителем фестиваля современной музыки «Альтернатива», который во многом определил дальнейшее развитие музыкальной ситуации в нашей стране.

За двадцать пять лет им было создано множество произведений — от камерной классики до кино- и телемузыки, от компьютерной оперы до буддийских мистерий. Он сотрудничал с Иваном Дыховичным и Дмитрием Покровским, с буддийскими ламами и рок-музыкантами, Татьяной Гринденко и великим хореографом Биллом Т. Джонсом.

В 1997 году Батагов перестал концертировать и прекратил заниматься организацией музыкальной жизни. Он не выходил на эстраду 12 лет, закрылся в своей студии, целиком посвятив себя сочинению собственной музыки. Что бы он ни писал — будь то заставка на телевизионном канале, звучащая меньше минуты (в конце 1990-х он сочинял заставки для телеканала НТВ и РТР, а последние десять лет работал для канала «Культура»), или же сочинения, преломляющие буддийские ритуалы, — всё имеет свой уникальный голос в мире современной музыки. «На сегодняшний день это один из самых оригинальных и впечатляющих музыкантов», — пишет американский музыкальный обозреватель Эндрю Коннорс, и подобные высказывания мировой критики сопровождают Батагова всю жизнь. Его дискография включает более 30 дисков. Его самый последний диск, записанный в дуэте с этно-звездой Янгчен Лхамо и вышедший в июне 2013 года в Нью-Йорке, получил восторженные отзывы даже академических критиков. В этой записи Батагов не только музыкант, но и звукорежиссёр.

С Америкой судьба свела Батагова в начале 90-х. «Даже в таком густонаселенном музыкальном сообществе, как Нью-Йорк, он быстро обрел свою нишу», — констатирует Джон Шейфер, легендарный автор и ведущий самых известных программ о современной музыке на WNYC — крупнейшей радиостанции Америки. Батагова начинают сравнивать с классиками американского минимализма. Его произведения регулярно звучат в эфире в одном ряду с сочинениями Гласса, Райха, Наймана, Пярта, Шнитке, Сильвестрова. С ним сотрудничают такие мастера, как великий хореограф Билл Т. Джонс и Calder Quartet. Его концерты становятся событиями для музыкальной общественности. Так, на один из них незадолго до своей смерти пришел великий Джон Кейдж.

С 2010 года Нью-Йорк становится его постоянным местом жительства.

Сейчас — начало нового этапа в творчестве музыканта: он совмещает композиторскую деятельность с исполнительской. Его возвращение на сцену состоялось в 2009 году в Сиэтле (этот концерт был назван концертом года). После этого он выступал в основном в США, а в России дал несколько концертов в Новосибирске и Перми. В Москве же будет играть впервые с 1996 года.

«Каждый раз, когда я слушаю его сочинения или интерпретации, начиная с блестящей и неподражаемой записи „Искусства фуги“ Баха, я узнаю почерк гения», — пишет Ричард Костеланец, — музыковед, культуролог, автор более чем 50 книг о музыке и современном искусстве. Пианистический почерк Батагова сочетает рихтеровскую надличностность с «человечным» звуком, полным теплого спокойного света. За роялем «он создает звуковые пространства-миры» (Time Out New York), в атмосфере которых слушатель получает столь сильное переживание, которое «способно изменить дальнейшую жизнь» (Джон Шейфер, радио WNYC). «Прикоснувшись к этим звукам, причащаешься и просветляешься, становишься радостно-спокойным и взволнованно-мудрым», — пишет Елена Дубинец.

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. muzkarta, 18 сентября 2013:

    Видео: muzk.info

  2. Алексей (Москва), 16 сентября 2013:

    Сегодня был на концерте Антона, великолепно!
    Огорчло только одно, зал не способен вместить всех желающих, слушателей пришло много, всем мест не хватило, многие стояли, стояли и на балконе, все подоконники были заняты, люди сидели на полу и даже на сцене (за роялем).

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору