Добавлено 24 февраля / 15 Татьяна

вторник


Москва

24 февраля 2015


Московская академическая филармония

Концертный зал имени Чайковского

пл. Триумфальная, 4/31

Шедевры и премьеры

Московский камерный оркестр «Musica Viva»
Александр Рудин (виолончель, дирижер)
Московский камерный оркестр «Musica Viva»

Дирижёр —
Александр Рудин

Солист —
Пекка Куусисто (скрипка) /Финляндия/

В программе:

Ф. Крейслер — Концерт в стиле Вивальди для скрипки с оркестром

Ф. Мартен — «Шесть образов Страстей Христовых»

для скрипки с оркестром (I исполнение в России)

О. Респиги — «Триптих Боттичелли»

Московский камерный оркестр Musica Viva продолжает знакомить публику с творчеством мастеров мирового исполнительского искусства. 24 февраля в Концертном зале имени П. И. Чайковского выступит знаменитый скрипач из Финляндии Пекка Куусисто. Программа музыкального вечера продолжит цикл «Шедевры и Премьеры» и представит публике произведения, редко исполняемые в России — «Триптих Боттичелли» О. Респиги и Концерт для скрипки с оркестром до мажор «в стиле Вивальди» Ф. Крейслера. Во втором отделении слушателей ожидает российская премьера одного из знаковых произведений швейцарского композитора Ф. Мартена — Полиптих: Шесть образов Страстей Христовых.

Пекка Куусисто — один из самых востребованных музыкантов современности. Его творчество хорошо известно европейской музыкальной публике. Критика не раз отмечала индивидуальность исполнительской манеры скрипача, заключающейся не только в совершенстве техники, но и в наличии собственного музыкантского почерка, который легко угадывается даже при исполнении им произведений, хорошо знакомых широкой массе слушателей. Несмотря на молодой возраст, музыкант удостоен целого ряда престижных премий. Среди многочисленных наград музыканта — первая премия на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса (1995 год). Скрипач сотрудничает с лучшими зарубежными коллективами: симфоническими оркестрами Торонто и Осло, Австралийским, Мюнхенским, Лондонским, Ирландским и Шотландским камерными оркестрами и многими другими. Как дирижер он выступал с Австралийским и Ирландским камерными оркестрами, а также дирижировал Филармоническим оркестром Гонконга. Главная особенность музыканта — широкий творческий диапазон. Пекка Куусисто блистательно исполняет не только произведения классического репертуара, но сложные авангардные и поставангардные сочинения. Кроме того, он увлекается джазом, фольклором, электронной музыкой. Столь огромный «музыкальный багаж» позволяет музыканту не просто быть профессионалом высшего класса, но и наполнять свою игру подлинным смыслом.

«Триптих Боттичелли» был написан О. Респиги в 1927 году под впечатлением картин великого художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли. Из всех полотен Респиги останавливает свой выбор на трех. С первого взгляда может показаться, что они ничем не связаны между собой: пасторальные образы «Весны» и мифология «Рождения Венеры» соседствуют с религиозной тематикой в «Поклонении волхвов». Однако все три картины проникнуты духом истинной гармонии. Совершенство форм, атмосфера некоего мистического действа и красота в ее первозданном виде — вот факторы, благодаря которым эти полотна воспринимаются как единое целое, как эстетический идеал. Красотой проникнуто и музыкальное полотно Респиги. Все в нем дышит одухотворённостью, возвышенностью, окутано еле уловимой завесой таинственности. Музыка Триптиха органично дополняет содержание картин. Более того, она наполняет их тем, что не может быть передано кистью живописца: чувства и эмоциональный тон выражаются звуками намного ярче. Несмотря на деление на части, музыка «Триптиха» представляет собой единое целое. Это проявляется, прежде всего, в воплощении сферы одухотворённой созерцательности на протяжении всего сочинения. Немаловажно, что Респиги проявил себя в этом сочинении как мастер колористики и звукописи. Необычайно тонкая и изобретательная инструментовка, обилие оркестровых красок, колористических оттенков и эфемерных звучностей буквально завораживают слушателей, вовлекая их в чарующий мир звуков.

Как известно, австрийский композитор Ф. Крейслер был не только гениальным скрипачом, но в высшей степени талантливым композитором. Выступая с концертами, он имел обыкновение составлять их программы из собственной музыки или делал обработки полюбившихся ему сочинений других авторов. Вообще, воссоздание музыкальных стилей разных эпох в своих композициях было излюбленным методом работы прославленного виртуоза. Так, сборник под названием «Классические манускрипты» для скрипки и фортепиано он первоначально обозначил как обработки оригинальных произведений Корелли, Боккерини и других музыкантов. И лишь в 1935 году композитор признался, что это были целиком его творения. Игра в классику занимает его и в сольных сочинениях для скрипки с оркестром. Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре мажор насыщен мотивами в духе Н. Паганини, а не менее известный Концерт для скрипки с оркестром до мажор имеет подзаголовок «в стиле Вивальди». Однако этот концерт не воспринимается только лишь как пародия на стиль Вивальди. Крейслер создает яркое, самостоятельное произведение. Думается, что в атмосфере музыкальной пресыщенности и поисков новых форм искусства, царящей на рубеже XIX — начала XX веков, концерт Крейслера воспринимался необычайно свежо и непременно должен был вызвать неподдельный интерес современников.

Необычна история создания «Полиптиха» Ф. Мартена. Она начинается в 1973 году с обращения знаменитого скрипача Иегуди Менухина к 83-х летнему композитору с просьбой написать концерт для скрипки и струнного оркестра. На поступившую просьбу Мартен ответил согласием, но предложил не традиционный концерт, а сочинение, все части которого были созданы под впечатлением одного из христианских образов. На сочинение «Полиптиха» Мартена вдохновила алтарная икона собора города Сиена, который композитор посетил во время своего путешествия по Италии. Алтарное изображение, известное под названием Maestá, было создано в начале XIV века художником Дуччио Буонинсенья. На внешней стороне иконы представлена Мадонна в окружении ангелов и святых. Тогда как на оборот иконы он поместил изображение двадцати шести сцен из повествования о Страстях Христовых, начиная со входа Господня в Иерусалим и заканчивая обнаружением пустой могилы и чудом Воскресения. Для своего «Полиптиха» Мартен выбирает только шесть сцен. Их названия: I. Вербное воскресенье, II. Тайная Вечеря, III. Иуда, IV. В Гефсиманском саду, V. Суд Пилата и VI. Прославление. Избрав для своего сочинения ключевые моменты Страстей, Мартен создаёт произведение, представляющее в некотором роде инструментальный вариант Страстей по Матфею И. С. Баха. Это проявляется уже в том, что партия скрипки соло трактована здесь по аналогии с партией Евангелиста в Страстях. Тогда как членение оркестра на две части символизирует два противоположных лагеря — сторонников Христа и его противников. Глубина и содержательность творения по достоинству были оценены заказчиком. Впоследствии Менухин признавался: «Когда я играю „Полиптих“ Франка Мартена, то чувствую такую же ответственность и благородство чувства, как при исполнении Чаконы Баха».

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору