Добавлено 22 сентября / 16 Zhenya Lianskaya-Lininger

четверг


Москва

22 сентября 2016


ГМИИ им. А. С. Пушкина

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Старинные жанры в музыке ХХ века

Старинные жанры в музыке ХХ века

Мона Хаба (фортепиано)
Ольга Галочкина (виолончель)

В год юбилея Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича Мемориальная квартира Святослава Рихтера представляет концерт, составленный сочинений композиторов XX века, обращавшихся в поисках вдохновения к музыке прошлых эпох — Г. Кассадо, С. Прокофьева, И. Стравинского, А. Шнитке, Д. Шостаковича. В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов, солисты ансамбля «Студия Новой музыки», Мона Хаба (фортепиано) и Ольга Галочкина (виолончель).

Для Сергея Прокофьева обращение к старинным танцам часто служило поводом соединить их чопорность и изящество с собственным дерзким музыкальным языком. В пояснении к своей Первой симфонии композитор писал: «Автор задался целью воскресить „старые добрые времена“, времена фижм, пудреных париков и косичек». Эта меткая формула равно подходит и для некоторых Пьес для фортепиано, ор. 12 (1913). Однако музыкальные камзолы и букли не должны вводить слушателя в обман! Прибегая к старинным танцевальным жанрам (гавоту и ригодону), подражая приемам клавирного письма («Прелюд»), Прокофьев говорит о современности и, несмотря на «старинность», современным языком.

Сюита в старинном стиле Альфереда Шнитке была составлена автором в 1972 году из музыки к кинофильмам «Похождения зубного врача» (1965) и «Спорт, спорт, спорт» (1970) по просьбе скрипача Марка Лубоцкого. Сам Шнитке относился к своему сочинению несколько снисходительно: «Во время исполнения этого произведения, когда меня вызывали, я даже не выходил. Оно „не мной“, что ли, написано, откровенная стилизация». Однако за аллюзиями на условное барокко скрываются подлинные переживания, за кажущейся простой стоит философская глубина, а под маской то ли Баха, то ли Куперена легко угадывается сам композитор.

Сочинения Гаспара Кассадо плотно насыщены испанскими, а точнее каталонскими интонациями и ритмами. Особенно популярна его Соната в старинном испанском стиле для виолончели и фортепиано (1925). Композитор и виолончелист мастерски соединил особенности старинной испанской музыки и возможности виолончели. Широкая распевность мелодики, грациозные танцевальные ритмы, требующие изящества штриха, двойные ноты, аккорды, — все это звучит естественно, тонко соответствуя природе инструмента.

Старинная музыка в интерпретации Дмитрия Шостаковича напоминает театральные декорации. И это не случайно — большинство произведений «под старину» писалось для спектаклей и фильмов. Сарабанда из постановки «Человеческой комедии» (1934) и Жига из «Гамлета» (1932) — яркое тому подтверждение. Несмотря на то, что оба спектакля театра им. Е. Вахтангова подверглись в свое время разгромной критике, музыка Шостаковича, напротив, была встречена крайне благосклонно.

Итальянская сюита для виолончели и фортепиано Игоря Стравинского была написана в 1932 году в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским на основе балета «Пульчинелла». В основу сюжета легли веселые похождения героя представлений итальянской commedia dell’arte (комедии масок), а созданию атмосферы помогла музыка Перголези и других мастеров той эпохи, чьи сочинения были предложены Стравинскому Сергеем Дягилевым. Для сюиты композитор выбрал наиболее яркие номера балета: помпезная, подчеркнуто театральная Интродукция, меланхолическая Серенада, гротескная Ария и задорная Тарантелла. Завершают сюиту забавно-чопорный Менуэт и праздничный Финал.

Мона Хаба (фортепиано) — выпускница МГК им. П. И. Чайковского и аспирантуры (по классу проф. Г. Б. Аксельрода и проф. Л. М. Живова), солистка ансамбля «Студия новой музыки». После окончания консерватории работала в Большом театре. Была музыкальным ассистентом народного артиста СССР Владимира Васильева. Гастролировала в зарубежных странах и продолжает активную концертную деятельность, сочетая ее с преподаванием в академическом музыкальном колледже при Московской государственной консерватории. Мона Хаба принимала участие в фестивалях «Венецианская биеннале», «Московская осень», «Московский форум», «Варшавская осень», «Шлезвиг-Гольштейнский музыкальный фестиваль». Выступала как солистка с оркестрами РНО, ГАСО, а также в камерных ансамблях с ведущими российскими музыкантами. В ее репертуаре, помимо произведений классического и романтического стиля, сочинения композиторов XX века, включая молодых новаторов России и зарубежья.

Ольга Галочкина (виолончель) — выпускница МГК им. П. И. Чайковского (класс проф. Н. Н. Шаховской); лауреат Первого открытого всероссийского конкурса им. С. И. Танеева, заслуженный работник культуры Российской Федерации, доцент МГК им. П. И. Чайковского. Преподавание О. Галочкина совмещает с активной исполнительской деятельностью. С 1993 по 2000 год она участник Фортепианного трио имени С. И. Танеева. С 1999 года — солистка ансамбля «Студия новой музыки», а с 2008 года — Государственного квартета имени С. С. Прокофьева. Сольный и камерный репертуар Ольги Галочкиной включает в себя музыку разных эпох. Особое место в нем занимает современная музыка. Виолончелистка является постоянным участником фестивалей «Московская осень» и «Московский форум», первым исполнителем произведений многих современных российских композиторов, а также первым исполнителем в России произведений ряда зарубежных авторов.

ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58

Запись по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05

Начало концерта в 07:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору