Предстоящие мероприятия



Добавлено 09 июня / 13 nefetari2004

воскресенье


Москва

9 июня 2013


Московская консерватория

Концертный зал «Вернадский»

ул. Моховая, д. 11, стр. 11

Вечер фортепианной музыки

Вечер фортепианной музыки

Галина Жукова (фортепиано)

Первое отделение откроет Седьмая соната Сергея Прокофьева, одна из трех знаменитых «военных» сонат (в англоязычной википедии носит подзаголовок «Stalingrad»).
Она написана более 70 лет назад, в 1942 году — но в ней уже (или еще) есть весь «двадцатый век», который «еще бездомней», контрасты, жесткость, сжатое до предела время и разъедающая диссонантность.

Далее в программе музыка Клода Дебюсси. Другой мир, другое звучание — прозрачность и свет, свойственный не только картинам импрессионистов, но и воздуху Нормандии, в которой Дебюсси работал над этой музыкой. Прозвучат три этюда: «Сексты», «Октавы» и «Для восьми пальцев», а пьеса по мотивам картины Ватто «Отплытие на остров Цитеру» с соответствующим названием — «Остров Радости» — завершит первое отделение.
Второе отделение посвящено Ференцу Листу, но начнется с этюда Сергея Ляпунова «Летняя ночь».
Редко звучащие сегодня этюды Ляпунова (сочинены в 1901—1905 гг.) — отражение листовского цикла «Двенадцать трансцендентных этюдов». «Летняя ночь» — это «ответ» этюду Листа «Ricordanza».
Программу продолжат две редко исполняемые миниатюры Листа, которые появились, благодаря «русским впечатлениям». Лист несколько раз приезжал в Россию: как и многие другие европейские знаменитости, играл в Санкт-Петербурге в Доме Энгельгардта и в Благородном собрании (ныне Малый и Большой залы петербургской филармонии).
В основе первой пьесы — «На прощание» — лежит мелодия песни «Ах ты, степь Моздокская». Она посвящено Александру Зилоти — ученику Листа и учителю Рахманинова.
А вот красивая история создания второй пьесы — «Забытый романс». Я натолкнулась на это на сайте www.belcanto.ru: «Осенью 1880 г. Франц Лист отдыхал в Риме на вилле д‘Эсте. Приближалось его семидесятилетие. Неожиданно пришло письмо из Ганновера от Арнольда Симона, музыкального издателя. Он прислал композитору листок из альбома, на котором в молодые годы Лист написал романс. Это было почти сорок лет назад, тогда Лист гастролировал в Петербурге. Первый концерт был в зале Благородного собрания, затем он играл в особняке Михаила Виельгорского: «величайшее из музыкальных утр» — так говорили об этом концерте после. В мае 1843 года Лист приехал в Москву… Композитор вспомнил хозяйку одного из московских музыкальных салонов, известную поэтессу Каролину Павлову, писавшую стихи на разных языках. На одно из ее французских стихотворений он написал тогда романс для голоса и фортепиано. Под нотами осталась его подпись: «В знак почтительной признательности изящному поэту от неловкого музыканта Франца Листа». Десятки лет прошли с тех пор, а листок с романсом, оказывается, сохранился у Симона, который и попросил разрешить его издание. И вот на старом альбомном листе возникло оригинальное сочинение: «Забытый романс».В заключение концерта прозвучат два более известных сочинения Листа из итальянской части цикла «Годы странствий»: «Фонтаны виллы д’Эсте» и Соната-фантазия «По прочтении Данте».

«Фонтаны виллы д’Эсте» в оригинале называются «Игра воды на вилле д’Эсте». Есть фортепианная пьеса Мориса Равеля с таким же названием — «Игра воды». Но просто похожими названиями не ограничивается общее у Листа и французов — импрессионистов. Те приемы кинематографически изобразительной звукописи, которые Лист использует в «Фонтанах», в дальнейшем позаимствовали и Равель, и Дебюсси.
Данте-соната не пользуется особой любовью у современных исполнителей. Подавляющее большинство предпочитает «потрясать основы», а заодно и уши слушателей, другой сонатой Листа — си-минорной. На мой взгляд, в «Данте» меньше октав, но не меньше музыкального смысла: в обоих сочинениях все зависит от того, на чем ты фокусируешь внимание в процессе исполнения. И знаешь ли литературный первоисточник, разумеется. Как и в листовских «Легендах», «Поэтических и религиозных гармониях» — в Данте-сонате присутствует очень сильный мистический компонент, который нужно понять и пережить.

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору