Добавлено 12 мая / 16 Zhenya Lianskaya-Lininger

четверг


Москва

12 мая 2016


ГМИИ им. А. С. Пушкина

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Вечер вокальной музыки «На берегах Невы»

Вечер вокальной музыки «На берегах Невы»

Яна Иванилова (сопрано)

В рамках юбилейного года Сергея Прокофьева в Мемориальной квартире Святослава Рихтера состоится вечер вокальной музыки «На берегах Невы». Заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов Яна Иванилова (сопрано) и Ольга Макарова (фортепиано) представят вокальную лирику трех знаменитых петербуржцев — Сергея Прокофьева, Николая Мясковского и Игоря Стравинского.

В концертах, посвященных Сергею Прокофьеву, невозможно обойти вниманием творчество двух его современников — Николая Мясковского и Игоря Стравинского. Достаточно вспомнить, что все трое были учениками композитора, профессора Петербургской консерватории Н. Римского-Корсакова. Прокофьев и Мясковский изучали с профессором оркестровку, а Стравинский брал у него частные уроки по композиции. Николай Мясковский, будучи старше Прокофьева на десять лет, с первых дней занятий осознал, что «дерзкий змееныш», задирающий учеников и педагогов — гений. Они подружились. Прокофьев всегда преклонялся перед энциклопедическими знаниями, глубиной творческих замыслов и бесконечной преданностью Мясковского своей музе. В многочисленных интервью, он называл своего друга в числе крупнейших современных композиторов, включал его пьесы в свой репертуар и всячески способствовал исполнению симфоний Мясковского известными дирижерами.

С Игорем Стравинским Прокофьев познакомился благодаря Сергею Дягилеву в 1915 году. К этому времени Стравинский был уже главной фигурой русского музыкального авангарда на Западе. С момента появления Прокофьева в Париже их постоянно сравнивали, зачастую противопоставляя друг другу. «Скифство» Прокофьева было вдохновлено ранним Стравинским, его «русским периодом», позднее пути двух музыкантов разошлись навсегда. Автор «Классической симфонии» категорически не принял неоклассицизм Стравинского с его цитатами из музыки прошлого, в частности из «обцарапанного Баха». Однако среди композиторов, работавших за рубежом, Стравинский был единственным, чье творчество вызывало у Прокофьева неподдельный интерес и уважение к изобретательности и мастерству автора.

Программа концерта включает вокальные опусы, написанные Прокофьевым, Мясковским и Стравинским в ранний период их творчества, когда все трое отдали дань поэзии Серебряного века. Большинство романсов Мясковского этого периода созданы на стихи Зинаиды Гиппиус, однако композитор не смог пройти мимо одного из самых «музыкальных» русских поэтов — Константина Бальмонта. Вокальная сюита «Мадригал» была создана им еще в период учебы в Консерватории (1908). К этому же времени относятся и «Две песни на слова Сергея Городецкого» Игоря Стравинского. Это один из первых опусов композитора, в котором он обратился к русской архаике, соединив ее с новаторским музыкальным языком. В 1916 году Сергей Прокофьев написал романсы на стихи Анны Ахматовой, ставшие подлинным шедевром его вокальной лирики и определившие новый этап в творчестве.

В концерте прозвучат также вокальные сочинения Прокофьева и Мясковского, созданные в 1940-х годах. Прокофьев крайне редко обращался к любым формам цитирования. «Обработки народных песен» были сделаны им во время Великой Отечественной войны (1944). Мелодии и слова народных песен послужили лишь музыкально-поэтической основой для собственных решений композитора. Обращение Мясковского к советской поэзии в жанре лирического романса довольно редкое явление. Вокальный цикл «Из лирики Степана Щипачева» (1940) — один из лучших вокальных опусов позднего Мясковского.

Заслуженная артистка России Яна Иванилова — талантливая, а потому очень востребованная певица. После окончания Российской Академии музыки имени Гнесиных (класс проф. В. Левко) продолжила совершенствовать свое мастерство в классе Н. Дорлиак в аспирантуре Московской консерватории. Стажировалась в Вене у И. Вамзер (сольное пение) и П. Берне (музыкальная стилистика), а также в Монреале у М. Девалюи. Пожалуй, из современных певиц Яна Иванилова обладает самым обширным репертуаром, — ей подвластны все стили и эпохи. Принципиально важным в творчестве Иваниловой является камерное музицирование; такую программу она и подготовила к предстоящему концерту.

Сценическим партнером певицы станет лауреат международных конкурсов пианистка Ольга Макарова, уже успевшая завоевать симпатии публики. Выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных (класс В. Троппа и Г. Гордона), в 2000 году закончила аспирантуру МГК им. П. И. Чайковского в классе В. Кастельского. Ольга Макарова ведет активную концертную деятельность, много гастролирует по городам России и за рубежом (Япония, Германия, Израиль, Швейцария и др.). Выступает с сольными концертами, участвует в ансамбле с такими музыкантами как М. Лидский, А. Лундин, Р. Комачков, О. Бугаев, А. Иков и Я. Иванилова.

Начало концерта в 19:00.
Ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58.

Цена билета — 450 рублей.

Запись на концерт по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору