Добавлено 25 сентября / 14 Татьяна

четверг


Москва

25 сентября 2014


Московская академическая филармония

Концертный зал имени Чайковского

пл. Триумфальная, 4/31

Вершины мастерства. Барокко

Вершины мастерства. Барокко

Ансамбль «Матеус» /Франция/

Художественный руководитель, дирижёр и солист:
Жан Кристоф Спинози (скрипка) /Франция/

Солисты:
Дэвид Дикью Ли (контратенор) /Франция/,
Лоранс Погам (скрипка) /Франция/,
Алексис Косенко (блокфлейта) /Франция/,
Жан-Марк Гужон (флейта) /Франция/

В программе:
Гендель — Речитатив и ария Ксеркса «Frondi tenere… Ombra mai fu» из оперы «Ксеркс»
Ария Орландо «Fammi combattere» из оперы «Орландо»
Телеман — Концерт для флейты и блокфлейты с оркестром ми минор
Вивальди — Ария Руджеро «Sol da te» из оперы «Неистовый Роланд», RV 728
Сцена Роланда «Ah sleale» из II акта оперы «Неистовый Роланд»
Гендель — Ария Ксеркса «Se bramate d’amar chi vi sdegna» из оперы «Ксеркс»
Вивальди — Ария Роланда «Nel profondo» из оперы «Неистовый Роланд»
Ария Лотарио «Sento in seno» из оперы «Тиетеберга», RV 737
Гендель — Сцена безумия Орландо «Ah, stigia larve» из оперы «Орландо»
Вивальди — Концерт для двух скрипок с оркестром ре мажор, RV 512

25 сентября Московская филармония приглашает всех меломанов в Концертный зал имени Чайковского на единственный в Москве концерт французского ансамбля «Матеус» (Matheus-ensemble), признанного одним из лучших аутентичных исполнителей опер эпохи барокко. Интерпретации «Матеус-ансамбля» произведений Вивальди и Генделя считаются образцовыми. Именно этот репертуар, позволяющий сполна оценить «фирменный» стиль «Матеуса», музыканты исполнят в Москве.

Причину столь высокого интереса к исполнительской манере «Матеус-ансамбля» его основатель и бессменный руководитель Жан-Кристоф Спинози видит в том, что каждый артист коллектива стремится не просто исполнить музыкальный текст, но и осмыслить те мировоззренческие постулаты, которые заключены в старинных партитурах. Ведь музыка эпохи барокко подчинялась отличным от утверждённых в век классицизма и господствовавших вплоть до ХХ столетия закономерностям. Логика старинных партитур следует науке «музыкальной риторики», их образы также далеки от современного слушателя, как компьютер — от человека XVIII столетия, динамика, темпы, тембровая палитра музыки барокко принципиально иные, нежели привычные слуху наших современников. Музыканты «Матеус-ансамбля» стремятся донести до нынешних слушателей специфику старинного музыкального искусства. Этому служит не только исполнительство на старинных инструментах и следование аутентичным принципам игры, но и глубокое изучение всех тонкостей музыкального искусства того времени. Именно проникновение музыкантов в логику и идейную сущность старинных партитур позволяет воспринимать интерпретации ансамбля «Матеус» не как музейные экспонаты, а как непосредственные, живые и увлекательные высказывания.

«Матеус-ансамбль» был основан французским скрипачом Жаном-Кристофом Спинози (Jean-Christophe Spinosi) в 1991-м году как квартет. Но с течением времени исполнительский состав расширился до камерного оркестра. Главной причиной этого стало формирование основных репертуарных пристрастий коллектива, которые сосредоточились на музыке XVII–XVIII столетий, а в особенности — на сочинениях Антонио Вивальди. Репертуар «Матеуса» охватывает практически все жанры творчества этого композитора — от инструментальных концертов до ораторий, месс и опер. На лейбле Naive музыкантами была произведена запись четырех альбомов, в том числе редко исполняемого шедевра Вивальди — оперы «Неистовый Роланд», диск с записью которой в 2005-м году произвёл фурор и был удостоен престижной премии «Виктуар-де ля мюзик» (Victoires de la musique).
Фрагменты этой оперы включены и в программу московского концерта. Но опера, созданная в 1727-м году Вивальди на сюжет поэмы Л. Ариосто — не самое известное претворение этого литературного сюжета. Вообще, «Неистовый Роланд» — один из самых распространённых сюжетов в опере барокко, вдохновивший и Люлли (создавшего «Роланда» почти на 80 лет раньше Вивальди), и Пиччини (его партитура появилась на свет спустя полвека после опуса Вивальди и стала одной из последних барочных опер), и сочинившего спустя шесть лет после Вивальди своего «Роланда» Генделя, чья опера, названная по-латыни «Orlando», надолго затмила славу всех других прочтений поэмы Ариосто.
Однако, репертуар «Матеус-ансамбля» не ограничивается музыкой барокко. Коллектив, являясь единственным академическим музыкальным ансамблем международного уровня в родном регионе — Бретани, обращается к музыке всех эпох и стилей, от барокко до наших дней. Причём, артисты ансамбля всегда исполняют музыку на инструментах той эпохи, в которую она была создана. Коллектив проводит серию образовательных программ для молодёжи «Опера в провинции», представляющий оперные постановки слушателям Бретани. Репертуар инструментальных программ ансамбля включает произведения Бетховена, Форе, Дворжака, Шостаковича и многих других композиторов. С 2007 года ансамбль ежегодно представляет оперную премьеру в парижском Театре Шатле. Среди этих театральных работ были постановки опер Монтеверди, Россини, Гайдна. Одну из самых знаменитых опер эпохи барокко — «Альцину» Генделя — коллектив исполнял в парижской Национальной опере, а сделавший их известными «Неистовый Роланд» был поставлен на сцене Театра на Елисейских полях, где последние годы музыканты «Матеус-ансамбля» также представили самобытные и вызвавшие немалый резонанс прочтения опер Моцарта «Так поступают все» и «Волшебная флейта».
Оперы Россини занимают важное место в совместных проектах коллектива с Чечилией Бартоли. Певица исполняла заглавные партии в постановках «Матеус-ансамбля» в театрах Парижа, Тулузы, Бретани, а нынешним летом — на Зальцбургском фестивале и в Концертхаусе в Дортмунде. Другие проекты прошедшего сезона также отражают репертуарные пристрастия коллектива: музыканты провели турне по Европе, исполняя «Торжественную мессу» Бетховена, осуществили постановку оперы «Король-пастух» Моцарта в парижском Театре Шатле и обратились к исполнению ещё одной легендарной партитуры Генделя — оперы «Ксеркс». Фрагменты этой оперы, наряду со сценами из «Роланда» («Orlando») Генделя войдут в программу московского выступления «Матеус-ансамбля».
Откроют московский концерт инструментальные концерты Телемана и Вивальди, которого недаром считали выдающимся мастером барочного концерта — такого множества и разнообразия Concerti grossi не создал ни один из композиторов эпохи. Но подлинной страстью Вивальди была опера. При жизни за ним закрепилась слава знаменитого композитора, способного за пять дней создать трёхактную оперу. Хотя судьба огромного наследия композитора оказалась непростой. Достигнув повсеместной известности и славы в расцвете творческих сил, в старости Вивальди оказался покинут, а вскоре смерти его музыка была совершенно забыта. И лишь в 1927-м году, спустя двести с лишним лет, были обнаружены почти сто старинных фолиантов, которые оказались неизвестными партитурами Вивальди. Находка произвела сенсацию в музыкальном мире, и по сей день это собрание «Туринских рукописей» преподносит открытия и является таким же объектом притяжения музыкантов, как «Туринская плащаница» для верующих. Вот и в московский концерт войдут не только фрагменты прославившей «Матеус-ансамбль» вивальдиевской оперы «Неистовый Роланд», но и ария из считавшейся утерянной оперы «Тиетеберга», фрагмент которой является настоящим музыкальным раритетом.

В исполнении оперных сцен к «Матеус-ансамблю» присоединится канадский контратенор Дэвид Дикью Ли, который пользуется заслуженной репутацией одного из лучших певцов нынешнего поколения. Как отмечала газета GlobeandMail, «с таким мощным голосом и диапазоном, достигающим верхнего „ля“, он может конкурировать с любым меццо-сопрано, добавляя его звучанию нечто сладострастное и экзотическое».Сам факт выступления в Москве певца такого уровня является событием, а его участие в концерте «Матеус-ансамбля» заслуживает особого внимания.
Уроженец Кореи (1978), Дэвид с тринадцати лет жил в Ванкувере (Канада). В 1996 году, по окончании средней школы, под впечатлением от фильма «Фаринелли» юноша, ранее ничего не знавший о барочной музыке, решил избрать карьеру певца и поступил в Академию музыки в Ванкувере, где его педагогом была знаменитая канадская певица, меццо-сопрано Филлис Мэйлинг. Певец стал победителем многих международных конкурсов. Он — первый контратенор, ставший лауреатом I премии конкурса имени Франсиско Виньяса в Барселоне (на котором получил также шесть специальных призов). Лауреат вокального конкурса BBC в Кардиффе, Национального конкурса Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, международных вокальных конкурсов Мириам Хелин в Финляндии, имени Королевы Елизаветы в Бельгии, Джорджа Лондона и Розы Понсель в Нью-Йорке, MusicaSacra в Риме. Артист обладает необычайно широким репертуаром: от барокко до современной академической музыки и джаза. Он с равным успехом поет в ведущих оперных театрах мира и в концертах с самыми выдающимися оркестрами и дирижерами. Певец неоднократно сотрудничал с одним из ведущих европейских ансамблей старинной музыки — «LesArtsFlorissants» под управлением У. Кристи. Выступал на европейских фестивалях и с «Матеус-ансамблем» под управлением Ж.-К. Спинози. Заслуживает внимания и то, насколько разнообразен репертуар певца: помимо различных опер эпохи барокко, он исполняет травести-партии в операх и опереттах XIX–XX веков, а в 2012 спел партию Уайти в мировой премьере оперы «В ожидании мисс Монро» нидерландского композитора Робина де Раафа в Амстердаме (дирижер Стивен Слоан). О широте творческого диапазона свидетельствует и дискография певца, включающая записи кантаты Й. Гайдна «Ариадна на Наксосе» для сопрано и клавесина (вместе с Я. Незет-Сегеном), кантат И. С. Баха с ансамблем MontréalBaroque под управлением Эрика Милнза, опер «Неистовый Роланд» Вивальди (ансамбль ModoAntiquo, дирижер Ф. М. Сарделли) и «Флавий Бертарид» Телемана (оркестр AcademiaMontisRegali, дирижер А. Де Марки), альбом Reflection, записанный с Пражским филармоническим оркестром, включающий арии для контратенора и меццо-сопрано из опер Арлена, Бизе, Глюка, Генделя, Мейербера, Пёрселла, Сен-Санса, Чайковского, Тома.

Начало концерта в 20:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору