Предстоящие мероприятия


Самара
29 августа 2017

Самара
3 сентября 2017

Самара
9 сентября 2017

Самара
10 сентября 2017




Самара
17 сентября 2017

Самара
20 сентября 2017

Самара
27 сентября 2017

Самара
28 сентября 2017

Самара
17 октября 2017


Читайте на эту же тему







5 апреля Самарской филармонии исполнилось 75 лет

Добавлено 10 апреля 2015

Людмила Камелина (орган), Зал Самарской филармонии, Денис Мацуев (фортепиано), Александр Гиндин (фортепиано), Самарская филармония

Историческая веха
В книжке «Возрожденный «Олимп», написанной к 50-летию Самарской филармонии, ее автор — старейший музыковед Ева Цветова, являвшаяся в течение нескольких десятилетий неизменным эталонным ведущим концертных программ, ярко описала памятную страницу истории нашего города, связанную с открытием филармонии: «К 1940 году в Куйбышеве работали пять театров: оперный, музкомедии, драматический, театр рабочей молодежи — ТРАМ и театр юного зрителя. На этом фоне стала особенно нетерпимой неразбериха в организации концертной жизни. Бразды правления находились в руках облгастрольбюро. Дела этой организации, располагавшейся в одной единственной комнате, шли из рук вон плохо. Не было помещений для репетиций, своего концертного зала. В штате не было художественного руководителя, никто толком не занимался гастролерами, объявляемые концерты срывались. Между тем приближалось столетие со дня рождения Чайковского. К этой дате готовилась вся страна, и именно с достойным проведением этого юбилея музыкальная общественность связывала необходимость создания в городе филармонии. И вот 5 апреля Куйбышевский облисполком принимает долгожданное решение…».

День за днем
В истории Самарской филармонии немало ярких событий, с ней связаны десятки имен самых выдающихся, завоевавших мировое признание музыкантов-исполнителей и коллективов. Самарская филармония давно почитается одной из лучших концертных организаций страны, а по итогам 1999 года она стала победителем конкурса «Окно в Россию» среди провинциальных учреждений культуры в номинации «Филармония года».

На страницах нашей газеты мы регулярно рассказываем о творческих коллективах филармонии. В их числе академический симфонический оркестр, художественным руководителем и главным дирижером которого является народный артист России Михаил Щербаков, камерный оркестр Volga Philharmonic, ансамбль русских народных инструментов под руководством заслуженного артиста России Рамиля Батыршина.

С установкой в феврале 2001 года в зале филармонии органа немецкой фирмы «Рудольф фон Беккерат», хозяйкой которого стала заслуженная артистка России Людмила Камелина, музыкальная жизнь города обрела новые краски, стала значительно разнообразнее и богаче. Самарский орган — один из крупнейших в стране светских концертных инструментов.

От кого-то из артистов ОЛиМПа — отдела литературных и музыкальных программ филармонии, которым руководит режиссер заслуженный артист России Сергей Куранов, довелось услышать, что все они подобно червякам подготавливают почву, на которой затем произрастает интерес к филармоническому искусству. Программы ОЛиМПа дают зрители представление о различных жанрах, стилях и направлениях музыкального искусства.

Сегодня мне хочется перелистать ставшие наиболее памятными лично для меня — любителя музыки и горячего поклонника филармонии — страницы ее биографии, вспомнить концерты уникальных артистов, которые выступали на ее подмостках. Со многими из них посчастливилось беседовать по роду моей журналистской деятельности. Таких событий и имен в копилке моей памяти начиная с 1956 года сохранилось немало. Вот некоторые из них.

Памятный конкурс
Те, кому посчастливилось регулярно посещать филармонию в годы директорства Марка Блюмина, в полной мере могли оценить масштаб личности, широту натуры и организаторский талант этого человека. Благодаря Блюмину в наш город приезжали самые знаменитые отечественные музыканты и коллективы ХХ века, ведущие исполнительские.

Блюмин был инициатором исполнения в Куйбышеве новых сочинений, проведения музыкальных фестивалей и конкурсов. В этой связи вспоминаю прошедший в 1967 году в Куйбышевской филармонии конкурс на лучшее исполнение произведений советских композиторов. К участию в нем впервые были допущены не только артисты-профессионалы, но и любители. Памятным для меня является полученный на этом конкурсе диплом с собственноручными подписями членов жюри, в числе которых были тогдашний директор Куйбышевского музыкального училища Дмитрий Шаталов, имя которого училище носит сегодня, корифей театра драмы народный артист России Георгий Шебуев, тогдашний главный дирижер оперного театра Иосиф Айзикович и председатель жюри, которым являлся Марк Блюмин.

Неутомимый энтузиаст
С 1959 по 1965 год филармонический оркестр возглавлял Соломон Фельдман, являвшийся затем вплоть до 1974 года его очередным дирижером. Под управлением Фельдмана в нашем городе впервые были исполнены такие сочинения, как «Реквием» Брамса, кантата «Весна» Рахманинова, «Патетическая оратория» Свиридова, произведения Листа, Малера, Брукнера, Рихарда Штрауса, Прокофьева, Шостаковича.

Фельдман был еще и неутомимым организатором. По его инициативе начиная с 1963 года в Куйбышеве в течение нескольких десятилетий проходили Ленинские музыкальные фестивали, каждый из которых становился событием в культурной жизни не только нашего города, но и страны. Оркестр Куйбышевской филармонии под управлением Фельдмана не раз принимал участие в музыкальных фестивалях на родине П.Чайковского в Воткинске.

Не все знают, что именно Соломону Фельдману наш город обязан тем, что в Струковском саду над Волгой появился прекрасный, построенный по европейским стандартам летний театр. Маэстро потратил немало сил, чтобы раздобыть техническую документацию на это сооружение не откуда-нибудь, а из прибалтийского курорта Юрмалы. Благодаря появлению этого театра в 1970-е годы в Куйбышеве возродилась давняя традиция бесплатных летних концертов. В 1970-е — 1980-е годы на этой уникальной концертной площадке, к сожалению, находящейся ныне в плачевном состоянии, выступали дирижеры Геннадий Проваторов, Юрий Симонов и Вероника Дударова, пианисты Дмитрий Башкиров и Наум Штаркман.

Триумфатор первого «Чайковского»
Шла весна 1958 года. Только что в Москве завершился самый первый Международный конкурс имени Чайковского. Куйбышевцы оказались среди счастливцев, которые первыми принимали у себя его лауреатов, совершавших гастрольное турне по стране. Именно тогда мне впервые довелось услышать пианиста Наума Штаркмана. Имя молодого музыканта в то время уже было известно. После окончания Московской консерватории он завоевал звание лауреата двух крупнейших международных соревнований пианистов: имени Шопена в Варшаве и конкурса в Лиссабоне. К этим наградам добавилась бронзовая медаль Конкурса имени Чайковского.

Первый концерт Штаркмама в Куйбышеве прошел с огромным успехом и положил начало дружбы музыканта с нашим городом. С тех давних пор Штаркман неоднократно гастролировал в нашем городе. Он регулярно участвовал в традиционных весенних музыкальных фестивалях, играл с симфоническим оркестром филармонии, выступал с сольными программами, в составе инструментального ансамбля и даже в качестве пианиста-аккомпаниатора.

Через много лет я задал Штаркману вопрос, помнит ли он свой первый концерт в нашем городе, в помещении старого «Олимпа». Вот что прозвучало в ответ: «Конечно. Первый конкурс Чайковского находился в центре внимании всей страны. О нем писали буквально все газеты, наши портреты были на первых полосах. Мы тогда стали очень популярны. Главное, что врезалось в память о поездке в Куйбышев, — конная милиция, оцепившая филармонию. Я никак не мог преодолеть этот заслон, чтобы добраться до сцены — так много было желающих попасть на концерт».

В пятерке лучших оркестров
В течение десятилетия — с 1971 по 1981 год — художественным руководителем и главным дирижером филармонического оркестра являлся выдающийся маэстро Геннадий Проваторов, личность которого в те годы во многом определяла тонус музыкальной жизни Куйбышева. Приехав в наш тогда еще закрытый провинциальный город маститым, известным музыкантом, Проваторов решился на исполнение сложнейших симфонических циклов Брукнера, Малера, Скрябина, Рахманинова, Стравинского. При Проваторове в Куйбышеве прошли авторские концерты практически всех ведущих советских композиторов.

Вот что довелось услышать через годы из уст маэстро: «В том, что я оказался в Куйбышеве, есть элемент фатальной случайности. В то время меня прочили в главные дирижеры свердловского оркестра. Но, как видно, не судьба.

И знаете, на мое решение повлияло то, что в Куйбышеве был замечательный летний театр в парке над Волгой, где можно было проводить летние сезоны, не менее насыщенные, чем зимние. В Саратове, например, летом оркестр играл прямо на асфальте.

Для меня было важно и то, что в Куйбышеве большой интерес к симфонической музыке проявляли чиновники управления культуры. Это подогревало, рождало инициативу. Ведь в прошлые годы от властей во многом зависел и репертуарная политика, и решение организационных проблем.

Тогда у нас не было такого, как сейчас, замечательного филармонического зала. Долгие годы, пока шла реконструкция филармонии, основной нашей площадкой оставался Дом офицеров. Практически каждый месяц я гастролировал в Москве. То, что получал, работая с лучшими оркестрами страны, стремился использовать здесь. В свою очередь, Куйбышев являлся как бы лабораторией — и репертуарной, и методической, и психологической, и организационной.

В те годы симфонический оркестр филармонии не был столь квалифицированным, как сейчас, и это — отражение развития самого города, его культуры. Ведь в Куйбышеве не было, да и в теперешней Самаре нет консерватории. Сравнивать с тем, что было когда-то, вряд ли стоит. То был совсем другой оркестр, но он и тогда входил в пятерку лучших в стране. Такую оценку дал ему Светланов на съезде композиторов».

«Самарская филармония — это мое место»
В заключение — еще несколько высказываний о Самарской филармонии.
Народный артист СССР Николай Петров: «Мы, музыканты, оцениваем филармонию не по тому, как она оборудована, а по тому, какую публику она воспитала. Я хочу поблагодарить Самарскую филармонию за то, что она воспитала такую плеяду любителей музыки, любителей серьезного искусства, и это чрезвычайно ценно. Хочу пожелать, чтобы хватило сил, энергии и возможностей реализовывать новые идеи. Ну и, конечно, не помешает немного удачи».

Народный артист России Денис Мацуев: «Самарская филармония — одна из первых в нашей стране, где началась моя концертная жизнь. Помню даже точную дату — 24 декабря 1994 года. Являясь стипендиатом фонда „Новые имена“, я участвовал в фестивале „Молодые звезды“. Это было для меня большим испытанием. Могу вам сказать абсолютно честно и откровенно: побывав в 55 странах мира и в 50 городах нашей страны, убежден, что русская, и в том числе самарская публика — самая лучшая. Ее не так-то просто завоевать, потому что она все понимает. Концерты в Самаре — это испытание для каждого музыканта независимо от того, есть у него имя или нет, молод он или не очень. Потому что в Самаре особенная аура, особенная атмосфера. Если ты завоевал самарскую публику — тебе не страшно уже ничего».

Заслуженный артист России Александр Гиндин: «У каждого музыканта есть на свете свои места. Самарская филармония — это мое место. Я очень люблю Самару. Этот город стал мне по-настоящему близким и родным. С большим удовольствием вспоминаю времена самарских фестивалей, в которых я принимал участие. Впервые в жизни здесь на фестивале я сыграл с оркестром под управлением Михаила Щербакова Первый фортепианный концерт Чайковского. Помню, как аплодировала публика. Незабываемые времена, незабываемые впечатления».

Валерий ИВАНОВ

news163.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору