Предстоящие мероприятия















Читайте на эту же тему






Александр Сладковский: «Мы претендуем на достойное место в мировом музыкальном истеблишменте»

Добавлено 21 октября 2015

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Юрий Башмет (альт, дирижер), Александр Сладковский (дирижер), Валерий Гергиев (дирижер), Владимир Спиваков (скрипка, дирижер), Денис Мацуев (фортепиано)

Фото: Роман Хасаев
У ГСО РТ текущий сезон юбилейный, и свой юбилей сегодня отмечает главный дирижер и художественный руководитель коллектива Александр Сладковский. Накануне юбилейного концерта в рамках фестиваля «Денис Мацуев у друзей» маэстро встретился с корреспондентом «Реального времени», рассказал об амбициозных планах оркестра на ближайшие годы и успокоил поклонников: Казань он не покинет.

«В следующей пятилетке нужен скачок»

— Александр Витальевич, пять лет, что вы возглавляете симфонический оркестр в Татарстане, пролетели быстро. Каким вы видите оркестр еще через пять лет?

— Вопрос-ловушка!

— Ну почему же? Есть же такое выражение, что мы получаем в жизни то, на что у нас хватает смелости замахнуться.

— Только так! В этом смысле идей у нас более чем предостаточно. Пять лет назад в интервью телеканалу «Культура» я самонадеянно заявил, что выведу ГСО РТ в число лучших оркестров России. Я сказал это сгоряча, и некоторые думали, что я брежу. Но я этого очень хотел, Бог свидетель.

— И это произошло.

— Если мерить пятилетками, следующий шаг для меня должен быть просто скачком. В том смысле, что нам удалось завоевать репутацию в российском музыкальном истеблишменте, теперь мы должны выйти на мировой уровень и занять достойное место, у нас есть все шансы для этого. Мы претендуем на достойное место в мировом музыкальном истеблишменте.

У нас хорошая репутация, с нами счастливы работать, у нас есть все предпосылки, чтобы двигаться вперед. Но для этого нужны ресурсы, и это нормально
— Это реально?

— Ничего нереального нет. Есть категории оркестров, табель о рангах еще никто не отменял. Есть оркестры столичные, а есть региональные, нам же удалось занять достойное место среди региональных оркестров. У нас есть все шансы двигаться дальше.

— Что для этого нужно: деньги, новый грант, еще больше работать, везение?

— Нет-нет! Везение — это вообще область непредсказуемая.

— В театре, например, говорят, что судьбу актера делают талант, труд и случай. Про оркестры это можно сказать?

— Конечно, это формула универсальна. Если говорить о ГСО РТ, то нам нужны деньги, все остальное на сегодня у нас есть. И лайнеру, и подводной лодке нужно топливо. У нас хорошая репутация, с нами счастливы работать, у нас есть все предпосылки, чтобы двигаться вперед. Но для этого нужны ресурсы, и это нормально.

«Ротация в оркестре небольшая»

— После вашего прихода в ГСО РТ произошла большая ротация? Есть музыканты, приехавшие из других городов?

— Есть, но их очень мало. Ротация почти незаметна. Для меня было важным развивать именно казанскую исполнительскую школу. Музыканты, приехавшие к нам из других городов, — их пятеро, это артисты очень высокого класса. Они не из столиц, и у них нет снобизма. Они сильно мотивированы и, конечно, украшают наш оркестр, потому что как бы ни была хороша казанская исполнительская школа, обмен музыкальной информацией нужен. Большая удача, что такие контакты есть и мы не варимся в собственном соку. Если кто-то к нам приезжает, то попадает в оркестр только на условиях серьезного конкурса и с желанием усилить ту или иную группу.

Я по собственной инициативе никогда не брошу оркестр. Этот оркестр для меня — родное существо, мое дитя. Как можно отказаться от своего ребенка?
— Еще один вопрос-ловушка. Если когда-нибудь вам по прошествии лет вдруг предложат возглавить в Москве, Петербурге или вообще в Европе какой-то топовый оркестр, вы бросите ГСО?

— Я не брошу Казань до тех пор, пока я буду нужен Казани и оркестру. Пока мне не скажут, например, что я не устраиваю республику. Конечно, нет такого солдата, который не мечтал бы стать генералом. У меня огромная человеческая и профессиональная зависимость от людей, которые мне дали этот шанс — сделать успешным оркестр. У меня огромная человеческая благодарность президенту РТ Рустаму Минниханову, и я никогда не приму решение что-то изменить в своей карьере без согласования с ним. Какими бы заманчивыми ни были предложения. Я сейчас — плоть от плоти человек из Татарстана, и несу, и хочу нести дальше флаг этой республики в любой точке мира. Я по собственной инициативе никогда не брошу оркестр. Сейчас такое время — все большие дирижеры совмещают оркестры и в одной стране, и в разных странах. Возьмите Владимира Спивакова, Юрия Башмета, а Валерий Гергиев — это просто эталон. При современных средствах коммуникации это возможно. А ГСО РТ — это махина, при всем уважении к коллегам, не представляю, кто бы мог ее еще удержать. Не потому, что я уникальный, а потому что это все — ручная работа. Этот оркестр для меня — родное существо, мое дитя. Как можно отказаться от своего ребенка?

«Хочу, чтобы приглашенных дирижеров было больше»

— Человеческие связи у вас с оркестрантами существуют?

— На сцене мы семья, но в жизни я не ищу таких контактов и всегда их избегаю, считая лишним. И для музыкантов, и для моей семьи. Но при этом все в оркестре знают, что если у кого-то из них возникнет какая-то жизненная сложность, они могут позвонить мне в любой момент, и я помогу. Телефон у меня всегда работает, даже когда меня нет в России.

Но не так много сейчас можно найти дирижеров, соответствующих уровню нашего оркестра, надеюсь, это не сочтут за самонадеянность. Не каждый дирижер нашего «коня» может оседлать, и для меня это предмет особой гордости
— У вас за пультом часто можно видеть приглашенных дирижеров. Вы не боитесь конкуренции?

— Ничего такого я не боюсь. Я даже жалею, что дирижеров, как мне кажется, приезжает не очень много, хотелось бы больше. Но не так много сейчас можно найти дирижеров, соответствующих уровню нашего оркестра, надеюсь, это не сочтут за самонадеянность. Не каждый дирижер нашего «коня» может оседлать, и для меня это предмет особой гордости. Нужен человек, который был бы полезен нашим ребятам. У меня как у дирижера много приглашений продирижировать другими оркестрами, но я стараясь больше времени проводить в Казани, потому что ГСО для меня — главный приоритет.

— А не было такой фантастической мысли, что когда-нибудь вы встанете за пульт оркестра Мариинского театра, а Валерий Гергиев продирижирует татарстанским оркестром?

— Не знаю, можно ли будет мне продирижировать оркестром Мариинского театра, я был бы счастлив такое предложение принять. И был бы еще более счастлив, если бы Валерий Гергиев нашел возможность приехать и поработать с нашим оркестром. Он знает наш оркестр, и вопрос сейчас заключается в его занятости. Мы предварительно говорили с ним, и, возможно, в 2016 году это получится. Вот сейчас мы запишем Шостаковича, нарастим еще «броню», возможно, это и произойдет. Для меня это будет показателем уровня оркестра, если мастер такого класса встанет за пульт. Я надеюсь, что Гергиев найдет на это время. Это моя мечта, и она существует вне зависимости от моей возможности продирижировать оркестром Мариинского театра.

Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева
Справка
Александр Сладковский родился в Таганроге в 1965 году. Окончил Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории. Дирижировал многими оркестрами, с 2010 года — художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ. Заслуженный артист РФ.

realnoevremya.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору