Предстоящие мероприятия

Москва
с 24 сентября 2017 по 3 июня 2018











Москва
с 7 декабря 2017 по 28 декабря 2017


Москва
13 декабря 2017

Москва
13 декабря 2017



Москва
14 декабря 2017

Москва
14 декабря 2017



Москва
15 декабря 2017



Москва
16 декабря 2017

Москва
16 декабря 2017

Москва
16 декабря 2017

Москва
17 декабря 2017






Москва
18 декабря 2017



Москва
19 декабря 2017

Москва
20 декабря 2017


Москва
20 декабря 2017

Москва
21 декабря 2017

Москва
21 декабря 2017

Москва
22 декабря 2017







Москва
24 декабря 2017

Москва
25 декабря 2017

Москва
25 декабря 2017



Москва
26 декабря 2017


Москва
27 декабря 2017



Москва
29 декабря 2017

Москва
31 декабря 2017




Москва
с 3 января 2018 по 8 января 2018











Москва
14 января 2018













Москва
31 января 2018


Читайте на эту же тему







Александр Соколов: «Выдающихся профессоров ждут золотые награды»

Добавлено 07 сентября 2016

Московская консерватория, Николай Луганский (фортепиано), Андрей Гугнин (фортепиано), Юрий Башмет (альт, дирижер)

Ректор Московской консерватории — о юбилейной реконструкции, праздничном марафоне и проблемах с абитуриентами

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского исполняется 150 лет. Круглую дату крупнейшая музыкальная институция встречает в разгаре реконструкции. Скоро у вуза появится собственный оперный театр, новый студенческий комплекс и отдельное здание под библиотеку. В преддверии юбилейных торжеств обозреватель «Известий» встретился с ректором консерватории профессором Александром Соколовым.

— Как будете отмечать юбилей?

— Торжества начнутся 12 сентября, но не вечером, а днем. На сцене Большого зала мы проведем расширенное открытое заседание ученого совета консерватории. Это символический жест, потому что, разумеется, там будет не какая-то дежурная повестка, а поздравления консерватории. Прозвучат приветствия Владимира Владимировича Путина, патриарха Московского и всея Руси Кирилла… Я не буду перечислять других, поскольку уровень понятен.

Там же будут вручены награды. Московская консерватория учредила ежегодную премию. Это медаль из настоящего золота и денежное сопровождение: полмиллиона рублей «чистыми». Каждый год награда будет присуждаться пяти выдающимся профессорам Московской консерватории. Причем решение принимает тайным голосованием ученый совет. В этом году уже известны награжденные. Это профессора Михаил Воскресенский, Наталья Шаховская, Сергей Доренский, Геннадий Рождественский и Екатерина Царева.

Также будут вручены почетные грамоты и благодарности. Все отмеченные сотрудники получат очень ценные подарки. Мне особенно приятно отметить, что хотя эти награды — очень дорогое удовольствие, консерватория не потратила здесь ни одного рубля. Это всё — помощь, которая была оказана благотворителями. Нам никто не отказал.

— Какие концерты ждут публику в юбилейные дни?

— Вечером 12 сентября состоится выступление с оркестром наших молодых выпускников Андрея Гугнина и Никиты Мндоянца — недавних победителей престижных международных конкурсов. Наша традиция — чествовать своих выпускников-лауреатов, предоставляя им сцену Большого зала.

А эпицентр юбилейных торжеств — 13 сентября. На этот день намечен гала-концерт с участием Юрия Башмета, Николая Луганского, Виктора Третьякова и Зураба Соткилавы. Все они вышли из Московской консерватории, но их имена давно уже принадлежат миру.

14-го пройдет концерт нашего «питомника» — тех звездочек, которые воспитываются в Центральной музыкальной школе. Наконец, 15-го на сцену взойдут сегодняшние студенты. Перспектива консерваторской жизни будет завершающим аккордом всего этого мини-фестиваля.

— Неформальное празднование планируется?

— 13 сентября после гала-концерта звезд будет банкет на 500 человек в здании Гостиного двора. Он станет финалом четырехдневной юбилейной программы. Но стоит напомнить, что юбилейными были объявлены два концертных сезона. Один уже позади, а второй только начинается. Очень многие приветствия извне и жесты признательности консерватории как своей альма-матер уже состоялись, а многие — еще впереди. В частности, фестиваль органной музыки. Мы уже фактически сформировали абонемент, и в дальнейшем публику ожидают радостные встречи с самыми разными музыкантами, среди которых, конечно, будут и преподаватели кафедры органа Московской консерватории.

— Большой зал консерватории обладает уникальным органом. Как идет его реставрация?

— Вышла на финишную прямую. В первый день сентября прошло заседание международной комиссии, которую мы создали два года назад, чтобы проводить мониторинг. Выполненная работа признана великолепной по качеству, что очень важно: орган, созданный на рубеже XIX–XX веков, возвращается к исходному, аутентичному состоянию.

На протяжении ХХ века были вторжения — не всегда умелые — в его конструктивную часть. Сейчас мы делаем полную реставрацию на основе очень глубокого анализа. Естественно, работают лучшие зарубежные мастера — в России просто нет отечественного органостроения, соответственно, нет мастеров, которые взялись бы за эту работу.

— Здание Московской консерватории — хорошо известный во всем мире памятник архитектуры. В какой фазе находится его ремонт?

— Я бы сказал, что в точке золотого сечения. Пройдено более половины, все четыре концертных зала уже готовы. Это полная палитра того, что необходимо для концертной деятельности. Отреставрированы второй и четвертый учебные корпуса. Полным ходом идут работы в учебной части третьего (Рахманиновского) корпуса. В нем появилось разделение на концертную и учебную зону, что тоже очень удобно. Прежде там не было достаточного пространства для репетиций, гардеробных… Сейчас это предусмотрено.

Также продолжаются работы в первом учебном корпусе. В отличие от других корпусов, мы его не закрывали полностью, что очень осложняет работы. Но это было неизбежно, поскольку тут Малый зал и библиотека, которые должны функционировать.

— Консерватория будет разрастаться?

— Да, мы собираемся строить оперный театр. Его никогда не было у Московской консерватории, но он необходим для полноценной подготовки вокалистов. Сейчас нет возможности научить их петь в гриме, в сценическом костюме, работать со сценографом. Мы имитируем эту работу поневоле. Когда театр появится, для Москвы это будет большим обретением, потому что репертуар огромный, силы великолепные. У нас есть и оркестр, и хор, и постоянно обновляющаяся группа солистов. Подготовительные работы завершены, проект утвержден, финансирование выделено, так что препятствий нет никаких.

И для библиотеки мы готовим отдельное здание. Оно примыкает к существующим корпусам. Это историческое строение, памятник. Раньше там жили хоровые композиторы, которые представляли синодальные училища. Традиция регентского пения сейчас возродилась, поэтому для нас это место святое. Поместить там библиотеку — логичное решение. В ней хранятся как раз те шедевры, что создавали для литургии наши композиторы, в том числе и жившие в этом здании.

— А что со строительством нового студенческого общежития?

— Уже завершено возведение первого 15-этажного корпуса многофункционального студенческого комплекса на Малой Грузинской. Где-то в середине осени состоится приемка здания как готового объекта. На месте старого общежития появятся еще два высотных дома, а также корпус, вмещающий всё необходимое для нашего студенчества. Там будут два дополнительных концертных зала, спортивная зона с бассейном и тренажерными залами, большое количество репетиционных помещений с новыми инструментами.

— В итоге вы сможете принять больше иногородних студентов, чем сейчас?

— Значительно больше. У нас сейчас живут 500 человек с перенаселением, а будет жить в комфортных условиях 900. Будут также резервные зоны для приглашенных к нам на мастер-классы музыкантов, поэтому больше не придется тратить немалые деньги на гостиницы. Учтена даже возможность разместить там родителей, которые издалека приезжают навестить своих детей, поскольку у нас сейчас примерно 50% студентов из провинции.

- Летом завершились приемные экзамены. Как оцениваете уровень абитуриентов?

— В этом году по всем факультетам очень сильный и сбалансированный прием. Хотя бывает, что итоги вступительных экзаменов складываются по-разному. Музыкальные училища и колледжи, из которых к нам приходят абитуриенты, не всегда радуют. Надеюсь, что новое руководство Министерства образования и науки займется проблемой профессионального музыкального обучения на уровне среднего звена.

Не секрет, что у нас очень многие сложности были связаны с работой прежнего руководства министерства. Стандарты, программы спускались нам без всякого учета нашей специфики. Но, поскольку новый министр Ольга Юрьевна Васильева среди своих заслуг имеет еще и дирижерско-хоровое образование, я надеюсь, что мы найдем общий язык.

Справка «Известий»

Александр Соколов окончил Московскую консерваторию. С 2000 по 2004 год исполнял обязанности ректора МГК имени Чайковского. С 2004 по 2008 год — министр культуры и массовых коммуникаций РФ. В 2009-м вернулся на пост ректора. Профессор, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой теории музыки Московской консерватории.

Сергей Уваров
izvestia.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору