Андрей Эшпай: «Талант — это подробность»

Добавлено 15 мая 2015

Композитору, народному артисту СССР, фронтовику, встретившему Победу в Берлине, Андрею Эшпаю сегодня исполняется 90 лет. Всю жизнь он следует принципу — никогда не сдаваться. Музыкой он занимается с детства и не просто занимается, а живёт. Недавно завершил работу над симфоническим произведением памяти своего учителя, композитора Евгения Голубева. Сегодня в Большом зале Московской консерватории на вечере, посвящённом юбилею Андрея Эшпая, оно будет исполнено впервые. Из кино — на танцплощадки, из радиоприемников — во дворы: песни Андрея Эшпая были популярны и до сих пор остаются такими. Их перепевают, переосмысливают, они живут.

Его музыка звучит и в кино, и в театре. Он — автор множества симфоний, камерных сочинений и золотой серии концертов для всех инструментов.

«Это не так хитро научиться слышать их, владея ими, узнать их природу, — признается юбиляр. — А узнать, что будет в сумме, это уже задача композитора».

Когда-то Андрей Эшпай сказал, что никогда не состарится. С этим убеждением его 90-летний юбилей воспринимается как самый расцвет сил. Хотя их уже немного, но хватает на главное — сочинять. Он часто музицирует и продолжает размышлять о музыке.

«Я написал музыку более чем к 60 фильмам, но музыка симфоническая стоит отдельно. Не связанная с кадром — это совсем другое. Там другие требования, требования самой музыки, требования того, что вам пришло так неожиданно», — рассказывает Эшпай.

«Прежде, чем познакомиться с Андреем Яковлевичем, я познакомился с его песнями, — говорит дирижер, народный артист СССР Владимир Федосеев. — Думаю, вот бы познакомиться с автором. Поэтому, конечно, я много дирижировал его музыкой. Она основана на народном эпосе, на народной фольклорной основе. Что важно и дорого».

Сегодня вечером Владимир Федосеев будет дирижировать юбилейным концертом. С Эшпаем их связывает давняя творческая дружба, выступления, репетиции, на которых последнее слово всегда оставалось за композитором: никаких вмешательств в партитуры он не терпит.

«Тургенев как-то сказал, что талант — это подробность. Так вот если эти восхитительные подробности пропадут, целое может пострадать. На репетиции вы можете установить все, что вы хотели бы сказать в своем сочинении».

На репетиции концерта Эшпая не было. Вместо композитора был его сын, который отвечает за программу и участников. Почти все — из династии Эшпаев. За роялем — внучка.

«Он всегда удивлялся, как я могу заниматься этими упражнениями, гаммами и сонатами Гайдна или Моцарта, потому что ему не хватает всегда в них чего-то живого, гармонии, которая есть в его музыке», — рассказывает внучка Андея Эшпая, пианистка Мария Эшпай.

Свой знаменитый концерт для оркестра Андрей Эшпай написал за 17 дней, но еще быстрее в голову приходила музыка к стихам и мгновенно переносилась на бумагу. Он и сейчас пишет. Вечером будет премьера — прозвучит одно из последних сочинений композитора.

К юбилею Андрея Эшпая наш телеканал покажет документальный фильм «Река времён». В эфире — 16 мая в 17:00. Сразу по окончании смотрите программу «Романтика Романса».

Новости культуры

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору