Андрей Устинов провел Круглый стол в Белгороде

Добавлено 12 октября 2017 Тимур Халиуллин

Белгородская филармония, Большой зал Белгородской филармонии, Камерный оркестр Mezzo music, Карильон Белгородской филармонии, Органный зал Белгородской филармонии, Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Фонд «Русский Карильон», Московская академическая филармония, Свердловская филармония, Зал Свердловской филармонии, Московский ансамбль современной музыки, СКОР

23−24 сентября в Белгородской филармонии состоялось Всероссийское совещание специалистов по творческому планированию и художественных руководителей концертных организаций.

В совещании, которое провел Союз концертных организаций России, приняли участие представители филармоний и концертных организаций Белгорода, Владимира, Воронежа, Екатеринбурга, Краснодара, Казани, Кемерово, Калуги, Курска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Оренбурга, Саранска, Сочи, Тюмени, Ульяновска, Хабаровска, Челябинска, Якутска.

Совещание было посвящено обсуждению четырех важнейших сфер филармонической деятельности в России:

  1. Презентация Белгородской государственной филармонии: заместитель директора Белгородской филармонии Лариса Барбар представила здание филармонии, филармонические коллективы, абонементы и проекты сезона.
  2. Презентация проектов солиста Белгородской филармонии, органиста Тимура Халиуллина. Молодой (1987 г. р.) музыкант-самородок, блестящий виртуоз, он востребован в России и в мире, постоянно выступает с просветительскими концертами, имеет большой опыт работы с детской аудиторией. На презентации он выступил как органист и композитор, исполнив несколько своих сочинений.
Помимо органа, Тимур Халиуллин играет на уникальном инструменте — карильоне. Их в России всего три (два в Санкт-Петербурге), белгородский — единственный из них передвижной. Он установлен на площадке специального трейлера — карильон-мобиля, подаренного филармонии губернатором Е. Савченко. Инструмент может работать как на открытом воздухе, так и в концертных залах, играть с симфоническим оркестром. (см. подробнее — Специальный номер МО: Белгородская государственная филармония — 50 лет.

Тимур Халиуллин — артист, чье искусство определяет сегодня творческое лицо Белгородской филармонии. В том же ряду симфонический оркестр БГФ под руководством Рашида Нигаматуллина. В следующем году и сезоне коллектив отметит двойной юбилей — 25-летие оркестра и 60-летие главного дирижера.

  1. С полуторачасовым докладом «Система творческо-экономического планирования сезона как основа эффективности и стратегического успеха деятельности концертной организации» выступил первый заместитель директора по творческому планированию Свердловской филармонии Рустем Хасанов. Он представил опыт планирования сезона на примере Свердловской филармонии, обратив особое внимание на абонементную систему как основу концертного сезона и на проектное и фестивальное планирование.
Некоторые компоненты планирования сезона, в частности, абонементов симфонического оркестра, разработали эксперты «МО» для юбилейного сезона Ростовского симфонического оркестра 2015/2016 гг. Этот опыт также учитывался в докладе.

  1. Главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов провел Круглый стол на тему «Современная музыка в контексте развития академического искусства — роль филармоний в формировании репертуарного предложения». А. Устинов поделился опытом продвижения современной музыки на филармонической сцене в рамках проектов газеты. Это заказы новых сочинений к фестивалям (цикл произведений «Вологодские кружева» для фестиваля «Кружева» в Вологде), коллективных сочинений («Десять взглядов на десять заповедей», «Посвящение. К 100-летию Д.Д. Шостаковича»), абонементы в Московской филармонии («Персона — композитор», а также исполнение современной музыки в других абонементах, проходящих под эгидой «МО»). А. Устинов призвал руководителей концертных организаций не жалеть на это направление деятельности ни средств, ни творческих возможностей.
Опираясь на аналитическую работу и богатый опыт «МО», А. Устинов рассказал о деятельности зарубежных оркестров и концертных организаций по включению новой музыки в контекст сезона, в репертуар и филармоническую жизнь, а также в целом об опыте выстраивания ими филармонических сезонов и репертуара.

А. Устинов: «В ходе дискуссии естественно возник вопрос: что такое современная музыка сегодня?

Выяснилось, что в среде участников совещания и вообще в филармониях это понятие рассматривается по-разному, диапазон понимания (а порой и непонимания) этой проблемы весьма широк. Для кого-то это по инерции до сих пор — Прокофьев и Шостакович. Для кого-то — киномузыка Шнитке и балеты Гаврилина, и мало для кого — академическая музыка композиторов конца ХХ-начала XXI века…

Анализ репертуара симфонических и камерных оркестров, 15 лет проводимый нашей газетой в рамках проекта „Оркестровая карта России“, позволяет сделать вывод, что для подавляющего большинства организаций и коллективов, особенно в регионах, современная музыка — это музыка кино, песни и произведения местных композиторов, чье творчество находится вдалеке от сегодняшнего мэйнстрима и подлинного авангарда.

В репертуаре наших оркестров преобладает романтическая музыка: XIX и отчасти первой половины ХХ века. Практически не исполняется музыка композиторов середины и второй половины ХХ века, которые во всем мире считаются классиками: Мессиана, Бриттена, Лютославского, Пендерецкого, Берио, Лигети, Булеза, Штокхаузена, Шнитке, Денисова…, не говоря о произведениях наших современников. Очевидно, что у музыкантов нет ни опыта, ни потребности в ее исполнении, у публики — в слушании, а у руководства концертных организаций — во включении ее в репертуар.

В то же время во всем мире в репертуаре зарубежных филармоний и оркестров основные акценты сегодня переместились на постромантизм начала ХХ века (Малер, Р. Штраус, Дебюсси, Равель, Барток, Стравинский, нововенцы и их современники) и новую музыку, произведения наших современников, молодых авторов. Это вошло в практику и некоторых ведущих оркестров России (например, Госоркестра и его худрука В. Юровского, который определяет репертуарную политику ГАСО, проводит фестиваль „Другое пространство“, ввел позицию композитора-резидента). Но в целом новая музыка в России занимает лишь нишу в проектах отдельных коллективов, специализирующихся на ней (МАСМ, „Студия новой музыки“) и на фестивалях современной музыки.

Очевидно, что, продолжая „вариться“ в романтическом репертуаре, без обращения к contemporary art, творчеству ныне живущих композиторов отечественного и мирового авангарда, без взгляда в будущее филармонии и оркестры постепенно будут стагнировать. Поэтому необходимы концептуальные изменения в репертуарной политике оркестров и филармоний, устремленность к новым горизонтам».

muzobozrenie.ru/andrej-…ode/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору