«Арктическая симфониетта» — музыка содружества

Добавлено 02 ноября 2015

Архангельский государственный камерный оркестр

Русский авангард, современная норвежская музыка, шедевры мировой классики. Яркой разнообразной программой откроет новый музыкальный сезон Архангельский камерный оркестр в необычном для себя качестве — струнной группы в составе российско-норвежского оркестра. О новом проекте «Arctic Symphoniette» и новых творческих идеях рассказывает дирижер и художественный руководитель АГКО Владимир ОНУФРИЕВ.


— Открытие сезона начнется представлением нового российско-норвежского проекта «Arctic Symphoniette». Точнее, это даже не сам проект: то, что будет представлено слушателям 2 и 3 октября, лишь «пилотная» его часть. Сам проект по-настоящему большой и будет длиться как минимум три года, однако он еще даже не в стадии утверждения. Инициатором здесь выступает норвежская сторона. Сам я, признаться, давно искал возможности совместного музицирования со скандинавскими музыкантами.

Общеизвестно, что в мире славятся русские струнники, а скандинавская школа исполнителей на духовых инструментах считается одной из лучших. И вот Стен Ивар Фрюденлюнд — норвежский музыкант, трубач, руководитель ансамбля «Arktisk Sinfonietta» из Тромсе — предложил нам участие в этом грандиозном проекте, который, мы надеемся, поддержит Баренц-секретариат. Совместный оркестр может стать базовым коллективом сразу для нескольких северных музыкальных фестивалей, популяризатором самой разной музыки в университетах Приарктического региона, включая, конечно, и наш Северный Арктический федеральный университет.

— Как формировалась программа вашего первого совместного концерта?

— Стен Ивар Фрюденлюнд — двигатель самой идеи — представил свою часть программы, оставив мне половину. Получилась интересная подборка произведений, которую мы представим слушателям 2 октября в Северодвинске, 3 октября в Архангельске. В подборе программы мы были ограничены только особенностями состава оркестра. Семь духовых инструментов — флейта, гобой, кларнет, фагот и медные валторна, труба, тромбон. Плюс ударные и струнные. Музыки именно для такого состава написано все-таки не очень много, хотя популярность камерного оркестра как такового в ХХ веке была очень высокой. Начнем концерт исполнением сюиты вальсов Франца Шуберта в инструментовке Эдисона Денисова, великого мастера оркестра, равных которому в последнее время было мало.

Концерт для фортепиано и камерного оркестра Александра Васильевича Мосолова — сочинение для нашей программы не случайное. Мосолов — единственный композитор мирового значения, жизнь которого была связана с Архангельском. Его произведение, мощное, дерзкое по языку, впечатляющее, написано с потрясающей выдумкой. Очень интересно представлена музыкальная Вселенная, которая помещена в солирующее фортепиано и очень разнообразно звучащий оркестр. Это, безусловно, конструктивистское сочинение, но русский музыкальный авангард полностью не порывал с классическими формами. И достаточно специфический музыкальный язык выражен необычными созвучиями, но все же созвучиями! Это искусство интересно на всех его «этажах». Эту музыку интересно играть, и это увлекательное слушание.

Мы исполним две современные норвежские пьесы. Причем автор одной из них будет не просто находиться на концерте в зале, Эрик Стифьелл будет в оркестре на сцене!

О второй пьесе нужно сказать особо. Композитор Майя Ратхе (Maja Ratkje) написала в 2011 году квартетную пьесу как отклик на трагические события в Осло и на острове Утойя, когда от рук террориста погибли десятки молодых людей. Не случайно наши норвежские коллеги настаивали на исполнении этого произведения. Эта актуальная тема, точнее, реакция автора, выражена звуками. И это та тема, которая всегда находит человеческий персональный отклик.

— Мне кажется, что в программе концерта заложено неслучайное сближение. Террор и насилие — беда в любом их проявлении, физическом или духовном. Как это случилось с композиторами плеяды Мосолова, еще шире — с их поколением в 30-х годах…

— Это действительно так. Пьеса Майи Ратхе называется — во всяком случае, я так перевел — «Сказ о свинце и замёрзшем свете». И в этом названии, как считает автор, прочитывается и ужас, и надежда. А светлой надежды в музыке, которую мы будем исполнять на открытии сезона, будем немало. Во втором отделении прозвучит виртуозный Концерт для семи духовых, ударных и струнного оркестра швейцарского композитора Франка Мартина. Ну и напоследок будет настоящий десерт. Приготовил его Бенджамин Бриттен, используя пять очень «вкусных» оперных тем Джоаккино Россини. Бриттен «приправил» их, расцветил превосходной инструментовкой. Он сделал примерно то же, что и Родион Щедрин с музыкой Жоржа Бизе в «Кармен-сюите». Кстати, мы исполним это произведение в нашем ноябрьском концерте.

— Что еще ожидает слушателей в новом сезоне?

— Ожидает много интересного. Впереди столетний юбилей Георгия Свиридова, мы посвятим этому событию концерт. В нем запланировано выступление солиста Мариинского театра, народного артиста Михаила Кита, и я надеюсь, ничто не помешает ему исполнить два вокальных цикла. Мне удалось скопировать ноты романсов с авторскими пометками для будущей инструментовки. У композитора, так сказать, до этого руки не дошли, а фортепианная партия романсов так и «дышит» ансамблевыми звучаниями. Так, как хотел это сделать Свиридов, у нас не получится, но, отталкиваясь от его идей, мы попробуем.

В рамках фестиваля «Птица-Баренц», который пройдет в Архангельске в конце ноября, мы будем опять-таки исполнять норвежскую музыку. Состоится российская премьера Концерта для скрипки и струнных Мартина Ромберга (мировая премьера прошла в июне 2015 года) и прозвучит Первая скрипичная соната Эдварда Грига, которой предстоит явиться слушателям в виде концерта для скрипки и оркестра. Вместе с нами на сцену выйдет скрипачка из Норвегии Катарина Чен. Эта молодая девушка уже является одним из концертмейстеров Норвежской оперы, а значит, это явно серьезный музыкант.

Во втором полугодии оркестру предстоит насыщенная концертная жизнь, хотя, конечно, многое будет зависеть от того, с каким бюджетом нас ознакомят.

А закончим мы наш сезон уже традиционным фестивалем в Котласе, нашей Летней музыкальной академией. Здесь проводят мастер-классы и играют концерты замечательные исполнители и педагоги. В заключительном концерте принимают участие подготовленные профессорами участники мастер-курсов, но ему предшествует целое ожерелье замечательных программ, где играют мэтры. По оценке специалистов, фестиваль в Котласе без скидок вышел на уровень европейских музыкальных фестивалей.

— В 24-й раз вы выйдете на сцену открывать сезон Архангельского камерного оркестра. Вместе вы прошли длинный путь, в каком творческом самочувствии оркестр сегодня?

— Каждый сезон — это новая профессиональная ступень. Оркестр менялся и численно, и персонально. Но сохраняется очень хорошая традиция оркестра последних лет — он постоянно растет как ансамбль. Я чувствую, что оркестранты существуют на одной волне. Это важное наше достижение, которое нельзя растерять. А эту тонкую материю легко разрушить, стоит начать что-нибудь административно реформировать. Нам предстоит, возможно, поменять статус, стать филармоническим коллективом. Но, вероятно, это лучше делать не сейчас. Я отдаю себе отчет в том, что всем нам предстоят нелегкие финансовые времена. Но часто именно на сопротивлении у оркестра получалось развиваться ярче и динамичнее.

БЕСЕДОВАЛА ЕКАТЕРИНА ЛИПНИЦКАЯ. ФОТО: АЛЕКСЕЙ ЛИПНИЦКИЙ
www.bclass.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору