Астраханские музыканты привезли весну

Добавлено 09 апреля 2013

Зал Тверской филармонии, Роман Минц (скрипка), Астраханская филармония, Тверская филармония

Роман Минц
Фото: Вячеслав Старостенко

Все скрипичные концерты сыграл в Тверской филармонии на очередном концерте XXI фестиваля музыки Иоганна Себастьяна Баха, проходящего при содействии Правительства области и комитета по делам культуры, лауреат международных конкурсов и многих премий Роман Минц. Его партнерами по выступлению стали стипендиат фондов Владимира Спивакова и Юрия Розума Эллина Хайруллина и камерный оркестр «Российская камерата».

Исследователь творчества Баха Альберт Швейцер писал о том, что примерно половина всех скрипичных концертов, созданных немецким композитором, перешла к нам из наследства одного из его сыновей -Филиппа Эммануила. Доля другого сына, Вильгельма Фридемана, была навсегда утрачена, но, по счастью, некоторые из них сохранились в клавирном переложении. Они-то и прозвучали в тот вечер в скрипичной версии. Всего было исполнено пять баховских концертов, о которых современники красноречиво отзывались лаконично, но емко: невозможно словами передать их красоту. Проверить правоту этого утверждения тверской слушатель мог на своем опыте, с головой окунувшись в гармонию звуков и сочетаний, которыми наполнены сочинения Баха для скрипки.

Пропагандист современной музыки Роман Минц, а он был первым исполнителем ряда сочинений Десятникова, Ирвайна, Табаковой, Буевского и других композиторов, с материалом более раннего времени обращается с каким-то особым чувством и тактом. Впрочем, дело здесь даже не столько в особенностях материала, а в присущем любому крупному музыканту чувстве ответственности.

Скрипач, выступивший автором идеи и художественным руководителем известного фестиваля «Возвращение», не впервые приезжает в Тверь. Многие меломаны запомнили и его сольные концерты, и участие в проекте «Диалог поколений», который реализуется в Тверской области. Суть его заключается в том, что молодые музыканты Верхневолжья выступают на одной сцене с уже прославленными исполнителями и оркестром. За поддержку и развитие этой инициативы председатель комитета по делам культуры региона Елена Шевченко передала Роману Минцу Благодарность губернатора Андрея Шевелева.

Все свои скрипичные концерты Бах писал в Кетене, где он служил капельмейстером у герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Самый, пожалуй, известный из них — ре-минорный для двух скрипок, его Роман Минц исполнил с молодой скрипачкой Эллиной Хайруллиной четвертым номером. Открылась же программа концертом соль минор, задавшим тон всему вечеру. Солист сразу расположил к себе слушателей изяществом звука, главным качеством которого оказалась светлейшая нежность. Камерный оркестр «Российская камерата» под руководством Андрея Кружкова полностью соответствовал главной партии, ничуть не выбиваясь из предложенной трактовки. Во всех остальных номерах — ми-мажорном и ре-минорном концертах — эта тенденция не только была закреплена, но и нашла свое наивысшее воплощение в финальном ля-минорном опусе, величавом в своей суровой красоте.

В состав Квартета русских народных инструментов «Скиф» входят преподаватели консерватории
Фото: Вячеслав Старостенко


Совсем другое настроение царило в концертном зале филармонии 1 апреля — специальную праздничную программу «Без академизма» представил лауреат международных конкурсов Квартет русских народных инструментов «Скиф» из Астрахани. Этот коллектив был создан при городском управлении культуры еще в 1992 году, в его состав вошли преподаватели местной консерватории. В нынешнем составе квартет играет уже 17 лет; сейчас «Скиф» — это баянист Александр Бабушкин, Игорь Калина (бас-балалайка), Сергей Соколов (домра-альт) и бессменный руководитель балалаечник Александр Мостыканов.

Музыканты, неоднократно игравшие в Твери, отметили, что их нынешний визит знаковый — квартет, празднующий сейчас свое 21-летие (коллектив собрался «где-то в апреле»), играет на 21-м Баховском фестивале: красивое совпадение. Далее Александр Бабушкин, отметив, что Бах обладал отменным чувством юмора, ведь только веселый человек «мог сделать двадцать детей», рассказал зрителям много интересного. В частности, он поведал, что согласно данным из недавно рассекреченных немецких архивов, Бах был тайным балалаечником: он музицировал в обстановке строжайшей секретности в подземельях некоего замка. Более того, именно Бах и изобрел балалайку и, передав свои знания и наработки праправнуку, внедрил его в город Бежецк под именем Василия Андреева. В подтверждение этому были исполнены «Вальс-каприс» Василия Андреева, ради праздника переименованный в «Каприз», и первая часть концерта ми-минор для скрипки с оркестром Баха, наглядно продемонстрировавшая глубинную русскость души великого немецкого музыканта. Солировала в этом произведении скрипачка Анастасия Давиденко, выпускница астраханской консерватории, так что оно стало своеобразным символом единства всей Волги — от истока до устья.

Первое отделение концерта вообще можно считать калейдоскопом национальных музыкальных традиций, приведенных к единому русскому знаменателю. Здесь звучали «Жига» современника Баха француза Даниэля Эспри Обера (по утверждению Александра Бабушкина — тоже тайного балалаечника), «Румынская песня» и «Чардаш» Брамса, аргентинское танго «Порыв» Астора Пьяццоллы, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Краковяк» из оперы Глинки «Жизнь за царя» — произведения, особенно актуального в этом юбилейном году. Но настоящей сенсацией концерта стала пьеса «Путешествие в Аравию, или К восходу солнца», которую музыканты разучили специально для особенного трехнедельного мужского праздника в Саудовской Аравии. Неожиданным образом домра Сергея Соколова обрела совершенно неожиданный тембр и зазвучала как целый оркестр традиционных восточных инструментов. Неудивительно, что арабы были в восторге.

Ближе к финалу концерта музыканты переоделись в веселые сверкающие костюмы и перешли к излюбленным музыкантским шуткам — всевозможным попурри, совмещающим, казалось бы, несовместимое. «Детям Иоганна Себастьяна Баха», коими по сути являются и музыканты, и зрители, была посвящена импровизация на темы песенок из мультфильмов. «Наигрыши владимирских рожечников в обработке групп «Скиф» и «Deep Purple» еще раз продемонстрировали глубинную общность баховского космизма, русской традиции и особенностей британского хард-рока. Исходя из этих позиций астраханские музыканты играли и «Битлз», а фантазия на темы «Старых песен о главном» стала поводом к совместному творчеству — чопорные филармонические зрители подпевали и радовались, как дети.

В финале на сцене как бы экспромтом появился даже не «рояль в кустах», а целый оркестр «Российская камерата». Его руководитель Андрей Кружков напомнил, что в этом году отмечается 140-летие Сергея Рахманинова. К этой дате подготовлена специальная программа «Весна идет!», и он очень советовал послушать ее 17 и 18 апреля. Потом он представил публике очень редкое и очень серьезное сочинение из неопубликованного, исполненное истинно баховской страсти и вышеупомянутого космизма. Поводом к созданию этого эпического полотна послужил культовый гимн начала XX века «Цыпленок жареный». Это произведение было особенно уместно, поскольку 1 апреля отмечается еще и Всемирный день птиц.

А потом тверские и астраханские музыканты грянули великолепную знойную «Рио-Риту»; Александр Бабушкин заметил, что уж после этого-то весна обязательно наступит. И точно: покинув гостеприимный зал филармонии, зрители обнаружили, что над Театральной площадью нависло облако и от сугробов поднимается влажный туман, — в Тверь действительно пришла весна.

Евгений Петренко, Наталья Зимина
3 апреля 2013 года verlife.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору