Предстоящие мероприятия


Самара
29 августа 2017

Самара
3 сентября 2017

Самара
9 сентября 2017

Самара
10 сентября 2017




Самара
17 сентября 2017

Самара
20 сентября 2017

Самара
27 сентября 2017

Самара
28 сентября 2017

Самара
17 октября 2017


Читайте на эту же тему







Бах в весенней Самаре: приношение великому немцу

Добавлено 20 апреля 2016

Самарская филармония, Георгий Клементьев (дирижер), Алексей Тищенко-Буденный (композитор, фагот)

Самарская филармония пошла навстречу неосознанным желаниям большей и лучшей части своей публики и устроила день рождения Баха. Филармонический утренник. Зал наполовину — из ребятишек. Раньше все они наверняка обучались бы в музыкальных школах, а сейчас — кто знает…


Но если обучаются, этот персонаж появляется в их жизни в первом классе и года два-три с ними безотрывно — Анна Магдалена Бах, вторая жена Иоганна Себастьяна. «Тетрадь Анны Магдалены» — кто из нас не играл менуэтов оттуда?!

Какая она была, Анна Магдалена? Каких женщин Бах любил? Прижизненный портрет — и реинкарнация нашей героини в скромном (а по нашим временам — роскошном) домашнем наряде, с корзиночкой, прикрытой салфеткой. А под салфеточкой что-то соблазнительно благоухает… свежая выпечка!

Вот тут, дорогие филармонические коллеги, недоиспользованная возможность довести спектакль-концерт до полного блеска. Была бы я ребенком — с каким упоением купила бы (или получила в дар) булочку «от Анны Магдалены»! Ну хоть маленькую! Еще теплую! С сахарной пудрой!

Вот СамАрт в отличном своем спектакле «На дне» первый шаг в этом направлении сделал, а второй почему-то не делает (хотя я и намекала на это Сергею Филипповичу). Там герой на сцене пельмени ест. Их всего-то три-четыре, он их достает из тумбочки и быстро поедает — а над мисочкой пар поднимается, и запах расползается по залу, и голодная публика едина в своих пищевых мечтаниях. Вы в антракте продавайте «пельмени от Клеща»! А можно и даром раздавать. В стоимость билета включать. Чего там — три-четыре пельмешка, много ли они стоят? Пока не продают. Но вот и предел мечтаний.

Анна Магдалена (лектор-музыковед филармонии Ирина Цыганова) приглашает публику в дом Баха. Попадаем на семейный праздник. Чей это звучный голос, чей внушительный профиль и белый парик? Неужели сам Иоганн Себастьян перед нами? Нет, его камердинер (Виктор Намакаренский). Если уж лакей таков, то каков же его хозяин! В роли Баха — Георгий Клементьев.

Большой именинный пирог праздничной программы режут на кусочки. Вот первая часть ля-минорного скрипичного концерта (Ирина Смолякова), вот музыка наимоднейшего современника Баха, знаменитого Телемана. Вот фагот, орган, клавесин…

А теперь угадайте — было или не было? Подлинный факт или просто шутка: «Бах долго добивался звания «Заслуженный артист Германии»?

Добился. Тому свидетельство — концерт в честь дня рождения великого немца, проведенный в стенах галереи «Виктория» самарским ансамблем старинной музыки Altera Musica. Клавесин, гитара, фагот: Ольга Островская, Юрий Зюзин, Алексей Тищенко. Сочетание инструментов до некоторой степени неожиданное, даже, я бы сказала, экстравагантное. Но вполне в традициях барокко, в духе эпохи, которая шла по пути постоянного экспериментирования с тембрами инструментов, со звуковой окраской.

Эти тембровые эксперименты были вызваны не только желанием расширить звуковые горизонты. Композиторы всё больше стремились опираться в своем творчестве на личность исполнителя. Подобным же образом поступила и руководитель Altera Musica Ольга Островская. Причем клавесинистка Островская неизменно оказывалась душой ансамбля, гарантом стилистической точности звучания, эталоном аутентичного прочтения текста.

За годы существования ансамбля его составы менялись, звуковая материя «перекрашивалась». К культуре барокко оказывались причастны и струнные инструменты, и вокалисты, и разные духовые, и даже ударные. Звучание можно было уподобить то строгой черно-белой гравюре, то яркости картины маслом, то нежной акварели.

На этот раз Altera Musica одарила нас прозрачно-аскетичным сочетанием тембров. Впрочем, все выглядело вполне стильно. Основой, постоянным тембровым стержнем был некий клавесинно-гитарный альянс (идеальный по слаженности дуэт, безупречный ансамбль, уже много лет как сложившийся у О. Островской с Ю. Зюзиным). Баховские полифонические звуковые структуры приобрели стереоскопичность, диалоги между светлым, ясно прочерченным звучанием клавесина и мягкими, плывущими между мраморными стенами «Виктории» ответными репликами гитары воспринимались как ясный, почти словами высказанный текст, как диалоги просвещенных, любезных, красноречивых собеседников. В этом, конечно, немалая заслуга музыкантов, много лет серьезно изучающих риторические основы искусства барокко.

К этому почти однородному по тембру дуэту добавился третий инструмент. Как уже было сказано выше, фагот (артист Академического симфонического оркестра Самарской филармонии фаготист Алексей Тищенко). Фагот удивительно органично сочетается с клавесином и гитарой. На форте — поет, как те золотые трубы, которыми щедрые художники и скульпторы барокко снабжают ангелочков под потолком дворца или под сводами церкви. На пиано — бархатными шажками пробирается по тропинке баса. Клавесин с гитарой беседуют нежными голосами, мудрый и благожелательный фагот направляет их беседу.

В программе было несколько сонат Баха и Вивальди. Соната в эпоху барокко — десять или двенадцать минут музыки. Много это или мало? Для следующих эпох, может быть, даже мало. Но неисчерпаемая глубина Баха, увлекательность венецианских танцевальных ритмов в сонатах Вивальди так притягательны, исполнители с таким самозабвением погружаются в звучащий океан великой музыки, что и слушатели растворяются в потоке звучаний, прикасаются к самому возвышенному и прекрасному, что появилось в музыке за последние триста лет.

Отсчет барокко ведем с 1601 года. 2016 — 1601… Триста пятнадцать лет — и пятнадцать из них принадлежат искусству Altera Musica, столь же возвышенному и прекрасному.

Наталья Эскина, музыковед, кандидат искусствознания,
член Союза композиторов России.
«Культура. Свежая газета», № 6 (94), 2016 г.
sjrs.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору