Барочный круг

Добавлено 16 апреля 2018 волонтер

Пианист и композитор Антон Батагов уже много лет поставляет московским филармоническим залам хиты. Неистощимый на идеи, он всегда придумывает такие программы, которые одновременно и свежи и «внятны» так называемой неподготовленной публике.

Осенью, например, Батагов представил программу из барочных сочинений и минимализма XX века Майкла Наймана — между этими стилями в его интерпретации нашлись параллели (и не совсем неожиданные — хиты Наймана вдохновлены английским классиком Генри Перселлом). На том же концерте Батагов резонно заметил, что вся им исполняемая барочная музыка писалась не для рояля — фортепиано тогда еще не изобрели — но на этом инструменте звучит и архаично, и современно.

Так и есть: всему «виной» манера Батагова, его прекрасный звук и фразировка. Поэтому публика ходит не столько на произведения, сколько на Батагова: что ни сыграет на рояле сольно — все увлекательно.

Концерт в зале «Филармония-2», расположенном несколько на отшибе, между олимпийской деревней и районом Очаково, представляли как презентацию. Причем не только новой программы «Вечерний гимн», но и альбома, который выпустила «Мелодия» (компакт-диск дарили всем посетителям с билетами).

Программа четко следовала трек-листу альбома. Начинается с A Galyard анонимного автора начала XVI века. Произведение показалось несколько суховатым и слишком схематичным — будто аккомпанемент к чему-то. Но дальше пошли мелодичные, яркие и драйвовые — произведение Перселла (Чакона соль-минор), Джона Дауленда (который после перепевок Стинга уже может считаться поп-композитором), Уильяма Берда и других. Первое отделение получилось довольно пестрым по настроению и эмоциям; второе — более цельным, хотя там были те же композиторы и анонимы.

По словам Батагова, он никак не адаптировал произведения под рояль. Просто взял ноты — вокальные, ансамблевые, клавесинные — и сыграл по написанному. На рояле, неаутентично то есть. Но сейчас и музыканты сами неаутентичные, потому что слушали и/или играли джаз, рок, авангард, модернистов и так далее. Лотман писал о способности художественного текста накапливать информацию — вот также и меломанское ухо «вслушивает» более позднюю музыку в более раннюю.

Исполнение клавесинной музыки на рояле, конечно, меняет музыку, а как и в какую сторону — вопрос вкуса. Исполнителя и слушателя. Слушая же слигованные ноты Батагова в голове «достраиваешь» яркую «дребезжащую» атаку клавесина.

Например, Suite in G major Перселла прозвучала как нечто джазовое в начале, а ближе к финалу — уже скорее равелевское. Напомню, что «Гробницу Куперена» Равеля Батагов записал ещё в 1993 году, и в том его исполнении теперь слышится нечто барочное. То есть в прямом смысле — барочный круг: всё возвращается к барокко. Чтобы потом от него оттолкнуться.

Источник: rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору