Благовещенск снова на «Амурской волне»

Добавлено 21 ноября 2013

Хабаровская краевая филармония, Амурская филармония, Зал Амурской филармонии

На первый концерт фестиваля классической музыки были раскуплены почти все билеты

Фото пресс-службы Амурской областной филармонии

«Амурская волна» – это настоящий праздник для любителей живой классической музыки, который будет длиться в Благовещенске целых пять дней. Он соберёт артистов из Приамурья, Приморья, Хабаровска и даже из-за границы. Каждый вечер в Амурской областной филармонии будет новый исполнитель, новый жанр. В этом году фестиваль открыл Дальневосточный академический симфонический оркестр из Хабаровска. Он входит в десятку лучших оркестров России, в чём и убедились благовещенцы 20 ноября.

Хабаровский симфонический оркестр ждут в Благовещенске с особенным чувством. Во-первых, его уровень и масштаб включения в классику достаточно высок. Оркестр прибыл в полном составе – более 60 человек с полным набором инструментов. Для транспортировки музыкального реквизита понадобилась большая трёхтонная фура. А во-вторых, бывают академические оркестранты у нас, мягко говоря, нечасто. В последний раз Дальневосточный симфонический был в Благовещенске три года назад, а до этого перерыв составил целых восемь лет.

– При всём этом билеты стоили от 250 до 500 рублей. Вход стал доступным благодаря тому, что фестиваль проходит при поддержке министерства культуры России и правительства Амурской области. Иначе стоимость доходила бы до 2500-3000 рублей, – рассказала директор Амурской областной филармонии Ольга Смирнова.

Хорошо поработали рекламщики и распространители билетов филармонии. Уже на первый вечер фестиваля случился аншлаг, и это приятно.

Подобные концерты несут не только эстетическое удовлетворение своему слушателю, но и образовательную функцию. К примеру, всё меньше благовещенцев удивляются, почему во время увертюры на балете не поднимают занавес. На концерте Дальневосточного симфонического оркестра случилась ещё одна подобная загадка. В зале на весь вечер оставили освещение, что вызвало некоторое недоумение зрителей: «Может, забыли?»

– Нет, не забыли. Это было сделано специально, такое иногда допускается на классических концертах, – рассказал дирижёр оркестра Тигран Ахназарян. – На нашем выступлении мы оставили освещение, чтобы показать торжественную атмосферу. Произведения были соответствующие. А вот если бы мы исполняли четвёртую симфонию Чайковского или патетическую шестую, то свет был бы обязательно погашен.

С Тиграном Ахназаряном благовещенская публика встречается впервые. До этого Дальневосточный симфонический оркестр возглавлял Илья Дербилов. Год назад у него закончился контракт, и он вернулся в Санкт-Петербург. На какой период подписан контракт у Тиграна Ахназаряна, дирижёр не рассказывает.

– Это секрет. Но я в Хабаровске надолго! – лишь улыбается дирижёр.

35-летнего музыканта выбрал сам коллектив оркестра из четырёх предложенных претендентов. Тигран Ахназарян вырос в семье скрипача и пианистки – профессоров Московской консерватории. Дирижёр с отличием окончил Ереванскую консерваторию, руководил самыми разными оркестрами страны, стажировался в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова у легендарного педагога, профессора Ильи Мусина. В этот же период сотрудничал с Симфоническим оркестром учреждения.

В репертуаре Тиграна Ахназаряна несколько десятков оперно-балетных спектаклей и концертов, в числе которых оперы «Евгений Онегин», «Пиковая Дама» П. Чайковского, «Травиата» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Дж. Пуччини, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Марица» И. Кальмана, балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П. Чайковского и другие.

В этот вечер благовещенской публике была представлена программа «Музыка на века». В двух отделениях прозвучали такие известные классические произведения, как увертюра «Кориолан» Л. Бетховена, симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского, «Вальс цветов» и «Трепак» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, вариации Эгины из балета «Спартак» А. Хачатуряна, музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова и другие. Любителям популярной музыки оркестр подарил увертюру А. Петрова из кинофильма «Укрощение огня» и вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Ведущая вечера Ирина Батраченко предваряла каждое произведение небольшой предысторией с занимательными фактами. К примеру, «Ночь на Лысой горе» появилась в том виде, в котором мы её знаем, вопреки желанию наставника Мусоргского – лидера «Могучей кучки» Балакирева. Последний подверг произведение резкой критике, забраковав его. Но Мусоргский остался непреклонен и переделывать ничего не стал. Он написал «Ночь» всего за 12 дней сразу набело в партитуре. Таким эмоциональным и устрашающим, с неожиданными паузами перед новыми музыкальными темами мы слышим его и поныне. К слову, в известном произведении должна была играть арфа. В исполнении Дальневосточного симфонического оркестра её заменил рояль.

– В нашем оркестре есть арфа, но на ней некому играть. Прежняя арфистка ушла на пенсию, – посетовал дирижёр Тигран Ахназарян. – Мы планировали пригласить новую из Якутии, но её тоже переманили – на Запад. Кадровый голод на Дальнем Востоке, что называется, налицо. Но проблема не только с арфистами. Сейчас консерватории практически не выпускают музыкантов на гобой, фагот. Поэтому мы планируем приглашать на эти вакансии специалистов из Кореи и Китая.

Беспокоит Тиграна Ахназаряна и удручающее состояние многих музыкальных инструментов. Некоторые не видели ремонта по 40 лет. Поэтому он придумал уникальный проект – на один месяц пригласил в Хабаровск специалиста из Италии, из самой Кремоны, где жил и работал Антонио Страдивари. До сих пор этот город считается столицей скрипичных дел мастеров. Приглашённый специалист будет работать в Хабаровске до декабря. Он уже успел настроить и отремонтировать некоторые струнные инструменты.

Смены руководства в творческих коллективах проходят, как правило, нелегко. Но Ахназаряна в Дальневосточном симфоническом приняли. И даже его реформаторские идеи, похоже, пришлись по душе.

– Оркестр имеет хорошую базу, играл все симфонии Бетховена, Чайковского. Я лишь хочу подправить стилистику и ещё выше поднять планку, – поделился планами дирижер. – Например, в Хабаровске никогда не звучали сложные симфонии Брукнера, балет Стравинского «Петрушка». Я заявил оркестру, что после «Петрушки» всё будет легко!

Еще один проект Ахназаряна – работа с детьми и молодёжью.

– Мы приглашаем их на наши генеральные репетиции, это проходит с успехом. Ещё я планирую читать лекции о классической музыке в вузах, – поделился дирижёр уже после концерта.

Выступление Дальневосточного академического симфонического оркестра благовещенская публика оценила высоко: аплодировали стоя, звучало непременное «браво». Во второй день фестиваля, 21 ноября, музыканты дали второй концерт, уже для детей. Прозвучала сюита из балета «Щелкунчик».

Когда оркестр приедет в Благовещенск в следующий раз, пока неизвестно. Но приамурской публике уже интересно, что такое «завышенная планка» по-ахназаряновски.

Наталья Шлямова
http://www.amur.info

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору