Предстоящие мероприятия


Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск
декабрь 2017







Москва
27 декабря 2017

Читайте на эту же тему




Чары музыки

Добавлено 31 марта 2016

Александр Рамм (виолончель), Филипп Копачевский (фортепиано), Фестиваль камерной музыки «PIZZICATO», Зал Бурятской филармонии, Бурятская филармония

Уже в четвёртый раз в стенах Бурятской государственной филармонии пройдет фестиваль камерной музыки «PIZZICATO». Мероприятие необычное для нашего зрителя, но тем не менее завораживающее и влекущее — и громкими именами музыкантов, и редко исполняемыми в Бурятии произведениями. Тем, с чего начинался фестиваль и на что стоит обратить внимание в этот раз, с «АиФ в Бурятии» поделилась художественный руководитель Бурятской государственной филармонии Наталья УЛАНОВА.

Не загонять в рамки

— Наталья Владимировна, расскажите, с чего начинался проект. Как пришла идея организовать фестиваль именно камерной музыки?

— Для любой филармонии, и нашей в том числе, есть основополагающие… назовем их форматы. В XIX — начале XX века камерная музыка была распространена повсеместно. Люди музицировали дома, в гостях, на приемах и вечеринках. Но к концу прошлого века она во многом стала восприниматься широкой публикой как нечто малопонятное, предназначенное для узкого круга ценителей. Тем не менее это самый что ни на есть филармонический формат, в определенном смысле квинтэссенция музыки.

К тому же мы живём далеко от столицы страны и крупных городов, и у нас нет своего симфонического оркестра. Как можно выйти из положения? Опираться на камерную музыку, на малые составы.

Именно в рамках фестиваля нам удаётся собрать артистов с громкими именами, звёзд классической музыки, известных всему миру, но, к сожалению, не нашей публике. Когда четыре года назад родился фестиваль, его участниками были музыканты, которые играют на струнных инструментах. Потому его и назвали «Пиццикато» (приём игры на струнных смычковых инструментах — прим. авт.). Но со временем решили не загонять себя в жесткие рамки, потому что камерная музыка может быть исполнена не только на струнных инструментах, но и, к примеру, на духовых и ударных.

— Есть ли некие критерии, по которым отбираются исполнители?

— Безусловно, в рамках фестиваля есть устоявшиеся стандарты. Это обязательно струнный квартет, солист — скрипач либо виолончелист. В рамках нынешнего фестиваля впервые прозвучит вокальная музыка. Речь идёт о музыке Средневековья и Ренессанса. К нам приедет уникальный коллектив Московской филармонии «Мадригал» — в составе пяти вокалистов и музыкантов, играющих на старинных инструментах, как, например, виола да гамба, крумхорн и других, которых мы никогда здесь в Бурятии не слышали вживую. Как и все исполнители, работающие со старинным материалом, солисты «Мадригала» — настоящие исследователи. Они многое могут рассказать об истории европейской музыки. Оригинальная программа «Роковое Средневековье» будет представлена на сцене Бурятской филармонии 26 апреля. И программа, без сомнения, станет жемчужиной четвёртого «Пиццикато».

Концерт как Событие

— Какие ещё музыкальные изыски ожидают наших земляков?
— В этом году в рамках фестиваля пройдёт четыре концерта. Открывает фестиваль 4 апреля дуэт Филиппа Копачевского и Александра Рамма. Это выдающиеся музыканты. Несмотря на молодой возраст — а им лишь по 23 года — они достигли невероятных высот в творчестве. У нас они выступят благодаря поддержке Министерства культуры России как участники программы «Звёзды XXI века». Про Филиппа Копачевского критики говорят, что «его рояль поёт», и он очень романтичный пианист. Александр Рамм занял второе место в XV конкурсе им. П. И. Чайковского среди виолончелистов (улан-удэнцы пристально наблюдали за этим конкурсом, потому что среди фаворитов изначально были Дмитрий Маслеев и Ариунбаатар Ганбаатар). Вообще говоря, все победители конкурса Чайковского входят в элиту классической музыки. И наша публика, уверена, по достоинству оценит возможность послушать лучших на сегодняшний день музыкантов страны, а может быть, и мира. Будут исполнены знаменитые произведения Прокофьева, Шумана, Листа, Грига.

11 апреля прозвучат произведения для струнного квартета. Мастерство игры составом, где каждый — одновременно и солист, и «оркестрант», где искусство взаимопонимания ценится выше, чем где-либо, представит Государственный струнный квартет имени М. И. Глинки, хорошо известный меломанам.
25 апреля солист Бурятской филармонии замечательный альтист Владимир Ткаченко и пианист из Монголии Шаравцерен представят полную страсти и драматизма программу из произведений Баха, Шостаковича, Хиндемита и Бриттена.

«Свой» зритель

— Принято считать, что камерная музыка — достаточно «узкое» и специфичное направление в творчестве. Как вы думаете, за четыре прошедших года удалось ли заинтересовать бурятского зрителя?

— Хотя это один из самых распространённых жанров в мире, однако, действительно, подобные концерты менее востребованы нашей публикой, по сравнению, скажем, с выступлениями симфонических оркестров. Чтобы полюбить камерную музыку, в ней нужно раствориться, услышать все оттенки и полутона, почувствовать, что движет музыкантом в эту секунду. Это как общение с артистом по душам, один на один. Филармонический концерт, в отличие от театра, не предусматривает зрелища — всё воспринимается лишь через слух. И я считаю, что за четыре года существования фестиваля нам удалось привлечь слушателей, которые понимают и любят камерную музыку. Сформировался сам бренд фестиваля. Многие приходят в филармонию в первый раз именно на «Пиццикато». И уже после они возвращаются к нам ещё и ещё.

Митап ЦЫРЕНОВ.
«АиФ-Бурятия»

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору