Что такое Филармония?

Добавлено 25 октября 2012

Полина Осетинская (фортепиано), Муромская «Филармония»

Вот та­кой прос­тей­ший воп­рос пос­та­вил ме­ня в ту­пик. Что та­кое ФИ­ЛАР­МО­НИЯ В МУ­РОМЕ? Нач­ну из­да­лека. Пос­ле учё­бы я вер­ну­лась в Му­ром. Осо­бой раз­ни­цы меж­ду жизнью в об­ласт­ном цент­ре (от­ку­да, прав­да, нет-нет да и сры­вались в сто­лицу, в Боль­шой или ещё ка­кой неп­ло­хой те­ат­ры) и ма­лень­ком про­вин­ци­аль­ном го­род­ке не за­меча­ла. Кон­церты в Му­роме бы­ли за­меча­тель­ные: ан­самбль скри­пачей Боль­шо­го те­ат­ра СССР под ру­ководс­твом Юрия Ре­ен­то­вича, на­род­ный ар­тист, про­фес­сор Мос­ковс­кой кон­серва­тории Сер­гей До­ренс­кий – тог­да сов­сем мо­лодой вы­сокий ху­доща­вый юно­ша иг­рал со­наты Бет­хо­вена. В му­зыкаль­ных шко­лах выс­ту­пали ны­неш­ние ле­ген­ды ми­ровой куль­ту­ры. Ар­тисты Вла­димирс­кой фи­лар­мо­нии бы­ли час­ты­ми гос­тя­ми в об­ще­об­ра­зова­тель­ных шко­лах. В Со­ветс­ком со­юзе был план, раз­на­ряд­ки. Все прос­то обя­заны бы­ли прос­ве­щать про­вин­цию. Рух­нул Со­юз. О про­вин­ции за­были. Иг­рать ста­ли там, ку­да зва­ли и где пла­тили.

Не­замет­но для се­бя пог­ру­зил­ся в ти­шину и Му­ром. Куль­тур­ный ва­ку­ум — толь­ко так мож­но наз­вать то вре­мя. И вот для то­го, что­бы в про­вин­ци­аль­ном го­роде зву­чала клас­си­ка, что­бы де­ти мог­ли слы­шать и знать му­зыку Ба­ха, Чай­ковс­ко­го и дру­гих ве­ликих му­зыкан­тов, в 1995 ор­га­низо­вала фи­лар­мо­нию. Идею соз­да­ния го­родс­кой Фи­лар­мо­нии под­держал Пётр Алек­се­евич Ка­уров, ко­торый возг­лав­лял тог­да ад­ми­нист­ра­цию Му­рома. Прош­ло три го­да, и фи­лар­мо­ния ста­ла част­ной. Возг­ла­вить её я поп­ро­сила Ири­ну Ле­они­дов­ну Кро­тову. Дол­го объяс­нять не приш­лось. Ири­на Ле­они­дов­на бы­ла на всех на­ших кон­цертах, раз­де­ляла мои взгля­ды и без дол­гих раз­ду­мий сог­ла­силась стать уч­ре­дите­лем част­но­го не­ком­мерчес­ко­го уч­режде­ния куль­ту­ры «Фи­лар­мо­ния ». Вот так мы име­ну­ем­ся в офи­ци­аль­ных до­кумен­тах. Ра­боты предс­то­яло мно­го, в том чис­ле и не очень твор­ческой. Кон­церт­ны­ми пло­щад­ка­ми ста­ли об­ще­об­ра­зова­тель­ные и му­зыкаль­ные шко­лы, биб­ли­оте­ки, за­лы го­родс­ко­го му­зея, Цент­ра внеш­коль­ной ра­боты, Двор­ца куль­ту­ры им. 1100-ле­тия Му­рома. Кон­церты-спек­такли о Ба­хе, Гри­ге, Мо­цар­те, Рос­си­ни, Глин­ке, Чай­ковс­ком, Рах­ма­нино­ве, Про­кофьеве, му­зыкаль­ные пу­тешест­вия по Япо­нии, та­инс­твен­ной и ту­ман­ной Бри­тании, ли­тера­тур­ные прог­раммы, где зву­чали сти­хи Пуш­ки­на, Тют­че­ва, Шекс­пи­ра, Цве­та­евой, Пас­терна­ка, Чёр­но­го, Се­веря­нина — всё это Му­ромс­кая фи­лар­мо­ния. Но­вый ви­ток – друж­ба с Меж­ду­народ­ным Бла­гот­во­ритель­ным фон­дом Вла­дими­ра Спи­вако­ва. Ка­кие ди­ковин­ные инс­тру­мен­ты впер­вые ус­лы­шала му­ромс­кая пуб­ли­ка – ма­рим­бу, кси­лофон, поч­ти все ду­ховые – флей­ту, клар­нет, го­бой, со­лиру­ющие фа­готы. Куль­тур­ные де­сан­ты Фон­да Спи­вако­ва вы­ходи­ли на сце­ну Двор­ца, и рав­но­душ­ных в за­ле не бы­ло. Воз­раст ис­полни­телей и со­вер­шенс­тво их ис­полне­ния на­ходи­лись в та­ком не­со­от­ветс­твии, что сра­жали и лю­бите­лей, и са­мых стро­гих це­ните­лей. Сей­час сле­жу за взлё­тами, пе­рипе­ти­ями став­ших друзьями взрос­ле­ющих му­зыкан­тов. Ма­рина Кан — в Гер­ма­нии, Тиг­ран и Силь­ва Му­радян — в Швей­ца­рии, Вар­ва­ра Не­пом­ня­щая — в Гер­ма­нии. Друж­ба с Фон­дом по­дари­ла нам встре­чу с Ека­тери­ной Ме­чети­ной. Ху­дожест­вен­ный ру­ково­дитель про­ек­та «Мо­цар­ти­но», она при­еха­ла в Му­ром вмес­те с де­сятью сти­пен­ди­ата­ми. Это был не толь­ко прек­расный кон­церт, но при­мер уди­витель­ных – ува­житель­ных – от­но­шений мас­те­ра и сов­сем юных ар­тистов. Пос­ле выс­тупле­ния каж­дый из ис­полни­телей слы­шал доб­рые, обод­ря­ющие, ок­ры­ля­ющие сло­ва Ека­тери­ны, уже тог­да из­вест­ной пи­анист­ки в са­мых вы­соких му­зыкант­ских кру­гах. Ла­уреат меж­ду­народ­ных кон­курсов, ла­уреат мо­лодёж­ной пре­мии «Три­умф», се­год­ня Ека­тери­на Ме­чети­на член Со­вета по куль­ту­ре при Пре­зиден­те РФ. Бо­лее двад­ца­ти кон­цертов сти­пен­ди­атов прош­ли в Му­роме. Каж­дый кон­церт – че­реда не­от­ложных дел, вол­не­ний, неп­ре­мен­ных фи­нан­со­вых труд­ностей.

Приг­ла­шение про­фес­си­ональ­ных му­зыкан­тов ста­ло но­вой стра­ницей в ис­то­рии фи­лар­мо­нии. Од­ним из пер­вых к нам при­ехал –те­перь нас­то­ящий друг – пи­анист Сер­гей Пет­ра­ков. Как по­вез­ло ма­лень­кой Вык­се, что у них есть та­кой му­зыкант. К счастью, к его мне­нию прис­лу­шива­ют­ся и влас­ти, и де­пута­ты. Выс­тупле­ние Сер­гея на отк­ры­тии од­но­го из кон­курсов име­ни Н.Г. Лав­рентьева бы­ло встре­чено гро­мовы­ми ова­ци­ями. Как при­ят­но бы­ло ви­деть иск­рен­нее вос­хи­щение бесс­мен­но­го пред­се­дате­ля жю­ри – Эд­га­ра Ге­ор­ги­еви­ча Мартьяно­ва! По ре­комен­да­ции Сер­гея приг­ла­сила в Му­ром Фи­лип­па Ко­пачевс­ко­го, тог­да он учил­ся в Цент­раль­ной му­зыкаль­ной шко­ле при Мос­ковс­кой кон­серва­тории. За­оч­ное – те­лефон­ное — зна­комс­тво все­ляло не­кое бес­по­кой­ство. Так ли хо­рошо он иг­ра­ет, как го­ворит Сер­гей? Приз­на­юсь, та­кие сом­не­ния ис­пы­тываю всег­да, до тех пор, по­ка са­ма не ус­лы­шу. Это сей­час он ла­уреат прес­тижных меж­ду­народ­ных кон­курсов, сти­пен­ди­ат нес­коль­ких бла­гот­во­ритель­ных фон­дов, за­кан­чи­ва­ет кон­серва­торию в клас­се про­фес­со­ра С.Л. До­ренс­ко­го, иг­ра­ет в Рос­сии, Ев­ро­пе, соль­но, с ор­кест­ра­ми и ка­мер­ны­ми ан­самб­ля­ми. А тог­да очень жи­вой, не по го­дам раз­ви­тый, на­читан­ный, эле­гант­ный под­росток при­ехал с ма­мой позд­но ве­чером. Гос­ти­ницей в оче­ред­ной раз ста­ла моя квар­ти­ра. Ноч­ные раз­го­воры, днев­ная ре­пети­ция и ве­чер­ний три­умф – аб­со­лют­ное счастье. Счастье жи­вого об­ще­ния с та­лан­том. Фи­липп не раз был в Му­роме. Очень хо­чу ус­лы­шать его вновь.

Тро­гатель­ный под­росток, опе­ка­емый ма­мой — та­ким я впер­вые уви­дела Да­ни­ила Три­фоно­ва. Сом­не­ва­ющий­ся, ра­нимый. Спе­ци­аль­но ез­ди­ла во Вла­димир на его кон­церт в за­ле об­ласт­ной фи­лар­мо­нии, что­бы убе­дить­ся, что сло­ва мо­его дру­га юнос­ти Ев­ге­нии Куп­ри­яно­вой, му­зыкан­та и пе­даго­га, не прос­то сло­ва, а нас­то­ящая прав­да. Так и ока­залось. Пре­уве­личе­ний не бы­ло. Уди­витель­ный, не прос­то тон­кий – тон­чай­ший му­зыкант.

Приг­ла­шение при­ехать в Му­ром при­няли. Кто был на кон­церте, те­перь мо­гут с гор­достью го­ворить об этом. На пос­леднем кон­курсе име­ни П.И. Чай­ковс­ко­го, ны­неш­ним ле­том в Моск­ве Да­ни­ил Три­фонов стал аб­со­лют­ным по­беди­телем – Гран при, пер­вое мес­то,приз за ис­полне­ние

Мо­цар­та, приз зри­тель­ских сим­па­тий. Нуж­ны ли ком­мента­рии? Ох, бо­юсь, не ско­ро мы ус­лы­шим на на­шей про­вин­ци­аль­ной сце­не этих яр­ких звёзд. Осо­бая гла­ва – ор­га­низа­ция мас­терк­лас­сов. Нас­то­ящий учи­тель всю жизнь учит­ся. И не толь­ко по учеб­ни­кам. Важ­ность об­ще­ния с опыт­ны­ми, ус­пешны­ми пе­даго­гами пе­ре­оце­нить не­воз­можно. Про­фес­со­ра Мос­ковс­кой и Ни­жего­родс­кой кон­серва­торий, пре­пода­вате­ли Цент­раль­ной му­зыкаль­ной шко­лы при Мос­ковс­кой кон­серва­тории, Мерз­ля­ковс­ко­го учи­лища, Гне­синс­кой ака­демии, Ни­жего­родс­ко­го кол­леджа при­ез­жа­ли в Му­ром, что­бы расс­ка­зать, по­мочь, на­учить на­ших юных му­зыкан­тов, подс­ка­зать, отк­рыть тай­ны мас­терс­тва их пе­даго­гам. Каж­дая встре­ча – по­вод для раз­мышле­ний, воз­можность под­нять­ся на ещё од­ну сту­пень бес­ко­неч­ной лест­ни­цы поз­на­ния. Ар­ка­дий Гав­ри­лович Се­видов, На­талия Ни­кола­ев­на Фиш, Бел­ла Аб­ра­мов­на Аль­тер­ман, Ки­ра Алек­санд­ров­на Шаш­ки­на, На­деж­да Бо­рисов­на Аб­ра­мова, Оль­га Ев­геньев­на Ме­чети­на, Оль­га Ле­они­дов­на Бер – как по­вез­ло нам, что име­ли честь слы­шать их.

От­дель­ная гла­ва – «взрос­лые» му­зыкан­ты. От­ветс­твен­ное де­ло – приг­ла­сить, встре­тить, про­водить тех, ко­го приг­ла­ша­ют, встре­ча­ют и про­вожа­ют в Заль­цбур­ге, Бер­ли­не, Ми­лане, То­кио, Пе­кине, Нью-Йор­ке, Лон­до­не… Каж­дый раз вол­не­ние заш­ка­лива­ет. К счастью, все мои гос­ти ока­зыва­ют­ся – сла­ва Бо­гу! – очень хо­роши­ми, по­рядоч­ны­ми людь­ми, с прек­расным чувс­твом юмо­ра, не без иро­нии, как пра­вило, с фи­лософс­ким скла­дом ума. За­коно­мер­но – ска­жете вы: как без это­го по­нять, ох­ва­тить, до­нес­ти до нас те глы­бы, ма­хины, что им – му­зыкан­там – по пле­чу. «Мо­царт квар­тет», Трио им. С.В. Рах­ма­нино­ва, «Ро­ман­тик квар­тет», на­род­ный ар­тист РФ, про­фес­сор Мос­ковс­кой кон­серва­тории Ар­ка­дий Се­видов, на­род­ный ар­тист Со­ветс­ко­го Со­юза Ми­ха­ил Рож­ков, блис­та­тель­ный ба­лала­еч­ник Анд­рей Гор­ба­чев, Ни­жего­родс­кий брасс-квин­тет, ан­самбль «Га­лант­ная Ев­ро­па», На­талия Ива­нова-Крамс­кая и её ан­самбль ги­тарис­тов, зас­лу­жен­ный ар­тист Рос­сии Алек­сей Лун­дин, кол­лекти­вы Вла­димирс­кой об­ласт­ной фи­лар­мо­нии – ка­мер­ный ор­кестр Алек­санд­ра Со­нина, Вла­димирс­кая ка­пел­ла маль­чи­ков на­род­но­го ар­тиста РФ, про­фес­со­ра Эду­ар­да Мар­ки­на, сто­лич­ное «Лундстрем трио» и се­мей­ный ду­эт Ле­они­да Лунд­сте­ма и Ма­рии Воск­ре­сенс­кой, Ми­ха­ил Цин­ман, Ири­на Дуб­ровс­кая, уже нес­коль­ко лет по­ющая в опер­ных те­ат­рах Ита­лии. Мос­ковс­кий пи­анист Ми­ха­ил Лидс­кий, сыг­равший на му­ромс­кой сце­не пот­ря­са­ющие по глу­бине, слож­ности мо­ноп­рограм­мы из со­чине­ний Шу­мана, Шо­пена, Шу­бер­та, Лис­та, отк­рыв­ший нам Та­не­ева и Мет­не­ра. Имен­но он, уз­нав о че­реде неп­ре­одо­лимых труд­ностей фи­лар­мо­нии бро­сил­ся на по­мощь. Его пись­мо в за­щиту и под­держ­ку де­ятель­нос­ти Му­ромс­кой фи­лар­мо­нии, к ко­торо­му при­со­еди­нились вид­ные му­зыкан­ты, пе­даго­ги и об­щест­вен­ные де­яте­ли – В.К. Мер­жа­нов, А.В. Лун­дин, Р.А. Ост­ров­ский, А.В. Фо­мен­ко, С.А. Гла­ватс­ких, М. Пу­рыжинс­кий, И. Си­лива­нова – бы­ло пер­вым.

За 17 лет су­щест­во­вания фи­лар­мо­ния ор­га­низо­вала, под­го­тови­ла, про­вела в Му­роме бо­лее че­тырёх­сот кон­цертов клас­си­чес­кой му­зыки. Боль­шой, бла­город­ный труд. Что­бы у де­тей бы­ло пол­но­цен­ное детс­тво, ко­торое без об­ще­ния с ис­кусс­твом не мо­жет быть счаст­ли­вым. Что­бы взрос­лые мог­ли ос­та­вать­ся людь­ми, ис­пы­тывая нас­то­ящие силь­ные чувс­тва, слу­шая веч­ную клас­си­ку. Вот вам, до­рогие друзья, раз­вёрну­тый, но не ис­черпы­ва­ющий от­вет на воп­рос – что та­кое Му­ромс­кая фи­лар­мо­ния. С на­деж­дой смот­рю в бу­дущее. В кон­це ав­густа бы­ла на при-ёме у гла­вы го­рода. Фра­за Е.Е. Рыч­ко­ва: «Всё у нас с Ва­ми по­лучит­ся » – вну­ша­ет оп­ти­мизм.

27 ок­тября приг­ла­шаю лю­бите­лей му­зыки на встре­чу с уди­витель­ным че­лове­ком и пре­вос­ходной пи­анист­кой – По­линой Осе­тинс­кой.

Е. ПО­НОМА­РЕВА, ху­дожест­вен­ный ру­ково­дитель Му­ромс­кой фи­лар­мо­нии.
novprovinciya.ru


vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору