Чудеса на витражах

Добавлено 09 сентября 2013

Новосибирская филармония, ГКЗ им. Арнольда Каца

    Новый концертный зал Новосибирской филармонии удивил огромной картиной из стекла, необычной люстрой и индивидуальными креслами в аренду по 135 тысяч рублей за сезон

    Новый Государственный концертный зал имени Арнольда Каца, строительство которого затянулось на несколько лет и даже обросло уголовными делами, наконец назвал дату открытия. Официальное открытие назначено на 11 сентября, билеты были раскуплены за два месяца до события. 13 сентября руководство филармонии ожидает не меньший аншлаг: на презентацию нового 77-го концертного сезона — и одновременно бесплатный концерт — могут прийти больше тысячи человек. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ прогулялись по ожидающему зрителей зданию и обнаружили там перила апельсинового цвета, большое кафе и увековеченного в цветном витраже дирижера и основателя Новосибирского академического симфонического оркестра Арнольда Каца.

    Открытие Государственного концертного зала имени Арнольда Михайловича Каца на ул. Спартака можно смело назвать одним из важнейших в нынешнем году: этого момента ждали несколько лет, реконструкция большого концертного здания Новосибирской филармонии началась еще в 2008 году, само строительство — в 2010-м. Изначально концертный зал планировалось сдать в эксплуатацию в конце 2011 года, однако сроки несколько раз переносились. В итоге здание было передано музыкантам только 14 мая 2013 года.

    Директор филармонии Александр Назимко сообщил, что говорить о том, во сколько обошлось строительство нового зала, пока рано, так как «вторая очередь еще не передана по актам». Ранее озвучивалась цифра, близкая к 2,1 млрд руб. Напомним, сумма, потраченная на строительство башен технопарка в Академгородке, составила около 2 млрд руб., а на строительство планетария на Ключ-Камышенском плато — 340 млн руб.

    Корреспонденты НГС.НОВОСТИ прогулялись по коридорам и фойе здания, где все еще стоит запах свежей краски и ремонта. Благодаря стеклам во всю стену в здании очень много света, воздуха и пространства. Как отметил завкафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА Игорь Поповский, этот витраж с изогнутым стеклопакетом был изготовлен в Барселоне и является одним из крупнейших в мире.

    «Хай-тек, который здесь доминирует, требует, с моей точки зрения, некоего смягчения, потому что человек, впервые попадая [в зал], немножко чувствует себя отчужденным», — признался художественный руководитель филармонии Владимир Калужский. Огромная люстра в фойе также принадлежит этому стилю и выглядит довольно эффектно, хотя в разы меньше 2-тонной хрустальной люстры диаметром 6 м в оперном театре. Кстати, в самом концертном зале филармонии люстры нет вообще: его освещают сотни небольших круглых светильников.

    С первого этажа к гардеробам ведет впечатляющих размеров лестница с прозрачными перилами. Для инвалидов рядом действуют лифты. В зале для инвалидов-колясочников предусмотрено 8 мест, а вход в фойе концертного зала с улицы оборудован пандусом.

    Фойе с металлоискателями на входе, высокие потолки и площади, отведенные для гардероба, по размерам вполне сопоставимы с Новосибирским театром оперы и балета. Хотя, возможно, такой эффект дает преобладающие в интерьере светлые оттенки и отражающаяся в полу и зеркалах подсветка. Для сравнения: в большом зале оперного театра 1774 посадочных места, в концертном зале им. Арнольда Каца — 1100.

    Добравшись до самого главного объекта — концертного зала с французскими креслами, стоимость которых не разглашается, — корреспонденты НГС.НОВОСТИ застали на сцене репетицию Новосибирского академического симфонического оркестра.

    «Акустические параметры зала еще требуют настройки. Мы сейчас решаем финансовые вопросы и вопрос выбора фирмы для проведения этих работ», — сообщил Александр Назимко. Руководство филармонии выразило надежду, что настройкой акустики займется профессор из Германии Вольфганг Анерт, который консультировал компанию, работавшую по этому проекту в зале.

    В зале им. Арнольда Каца впервые начали продавать персональные кресла по 135 тыс. руб. на сезон. Первым такое кресло приобрел управляющий строительной компании «ЗапСибИнтернешнл» Роман Гадиев. «Если вы покупаете одно кресло, ясно, что вы ничего особенного здесь делать не можете — только слушать или не приходить», — сообщил Владимир Калужский, напомнив, что в Венецианской опере на весь сезон покупались целые ложи.

    В подвале со специальной системой кондиционирования, который находится под сценой, будут храниться музыкальные инструменты. Рояль, пюпитры и стулья для музыкантов прямо на сцену из хранилища будет поднимать массивная и вместительная платформа — в других концертных залах города такого механизма нет, рассказал Александр Назимко.

    Для гастролирующих музыкантов в новом зале филармонии предусмотрена VIP-гримерная. «Технические райдеры, которые мы раньше получали от известных исполнителей, для нас раньше были абсолютно нереальны, сегодня мы эти райдеры почти полностью готовы удовлетворять», — сообщил Владимир Калужский, отметив, что фактически у филармонии есть возможность принимать коллектив любого уровня.

    По словам художественного руководителя филармонии, новое здание с его планировкой имеет большой потенциал с точки зрения творчества, вплоть до концертов на крыше. Какие-то программы можно будет делать прямо в фойе первого этажа. За фойе находится кафе с круглой эстрадой, где также будут проходить концерты. Так, 13 сентября там будут выступать аккордеонист Владимир Никулин и ансамбль ранней музыки Insula Magica.

    Новосибирский архитектор Андрей Буслаев, работающий в Берлине, назвал новое здание «некрасивым» и «не вписывающимся в окружающую историческую среду». «Архитектурный «совок» в плохом значении этого слова, так называемый «райкомовский модернизм», слабая композиция, пошлый символизм. Старое здание советской архитектуры было неброское и меньшего размера, но, в профессиональном значении сильнее нового, стоило ли ломать для такого результата?» — рассуждает специалист.

    Завкафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА Игорь Поповский особенно подчеркнул эксклюзивность витража концертного зала. По мнению архитектора, витраж позволяет сказать, что «этот объект — именно концертный зал, а не какой-нибудь торговый центр». При этом г-н Поповский заметил, что «отделка самого объекта значительно дешевле, чем этот витраж». «Конечно, хотелось бы, чтобы к этому витражу отделка носила каменный характер, как, скажем, гостиница «Марриотт», — предположил архитектор.

    Арнольд Михайлович Кац, имя которого получил новый концертный зал, увековечен и на одном из витражей. Кроме того, сюда планируется перенести и музей маэстро, который сейчас находится в камерном зале. Хотя концерты в здании уже проводились, 11 сентября на торжественном открытии выступят мировые звезды — скрипач Вадим Репин и дирижер Владимир Спиваков, а также Новосибирский академический симфонический оркестр. Билеты были раскуплены за несколько месяцев.

    13 сентября впервые в новом зале филармония проведет традиционную презентацию сезона и продажу абонементов и билетов. Купить билеты и послушать бесплатный концерт, на котором выступят симфонический оркестр, камерный хор и Биг-бэнд Владимира Толкачева, может прийти больше 1000 новосибирцев. Некоторым, возможно, придется слушать музыку в фойе — мест в зале на всех не хватит. «Службы технические просили нас ограничить количество людей, но мы не будем ограничивать. Что будет — то будет», — заявил Владимир Калужский.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору