«Дайте рояль! Дайте квартиры!»: что пообещал Николай Цуканов деятелям культуры на Новый год

Добавлено 24 декабря 2014

Юрий Башмет (альт, дирижер), Валерий Гергиев (дирижер)

Встречу губернатора с деятелями культуры было решено провести в максимально неформальной обстановке. В новом корпусе музыкального колледжа имени Рахманинова накрыли для фуршета стол, из-за которого, собственно, министр культуры Светлана Кондратьева и губернатор Николай Цуканов и должны были отчитываться о проделанной работе. С этой неформальностью, впрочем, здесь немного переиграли. То министра, то главу региона время от времени нагло перебивало жужжание кофе-машины. Николая Цуканова эта обстановка, где ему необходимо было вещать из-за стола с фруктами и пирожными, вообще, как показалось, поначалу смутила.

«Как вы себя это представляете…», — неуверенно повел он рукой, показывая на большое блюдо с канапе. Чьи-то заботливые руки вмиг тарелку убрали. В бой наконец-то пошла Светлана Кондратьева, которой предстояло отчитаться за весь год, который для ее министерства должен был стать одним из самых знаковых. Доклад она начала с цитаты «великого Бердяева» про то, что цели общества осуществляются именно в культуре, а не в политике или экономике.

«Это практически наш гимн», — уточнила министр.

В целом ее ДРОНД вполне ожидаемо можно было свести к тезису, что «жить стало лучше, жить стало веселее» (зарплаты у работников культуры выросли, престиж профессии тоже, гранты распределяются, музыкальные инструменты покупаются), но в следующем году надо будет сделать еще больше.

Впрочем, когда Светлана Кондратьева закончила со своей демонстрацией достижений, о цифрах доклада быстро забыли. Губернатора, на свою беду, потянуло в совершенно другую сторону, в результате даже на встрече с деятелями культуры ему пришлось вновь выступать в знакомом амплуа всеобщего благодетеля.

Тут надо отметить, что перед выступлением министра, в бой ненадолго бросили учеников музыкального колледжа. Одна из девочек-скрипачек так приглянулась главе региона, что он решил поинтересоваться о ее дальнейшей судьбе.

«Что нам нужно сделать, чтобы сохранить Алису? — поинтересовался губернатор — Талантище! Как обычный человек, который не имеет музыкального слуха (могу лишь говорить, что нравится или не нравится), но мне показалось, что это потрясающе. Надо что-то сделать, чтобы она не уехала куда-нибудь».

Собравшиеся тут же наперебой загалдели, что Алиса (которая на время встречи превратилась в настоящий символ всех талантливых, но обиженных властью калининградских музыкантов) обязательно уедет.

«Вот с этого и начинается развал культуры в регионе, — повысил голос губернатор, — Я же спросил: что нужно сделать, чтобы она осталась?».

И тут радужная картинка о тридцати процентном росте зарплат работников культуры, нарисованная Светланой Кондратьевой, затрещала по швам.

Достаточно быстро выяснилось, что перспектив у талантливых музыкантов в регионе совсем немного, а уехать в Москву — это самый простой и безболезненный способ добиться того, чтобы карьера состоялась.

Руководитель Калининградского симфонического оркестра Аркадий Фельдман признался, что его сын играет у Юрия Башмета. И когда он сыну предложил вернуться, чтобы его дело с симфоническим оркестром продолжить, тот отказался, потому что у него там «квартира и зарплата».

«Гобой у Гергиева — наш. Если бы всех этих людей вернуть, то у нас бы был один из лучших оркестров в стране. Но мы их не вернем», — заметил Фельдман. Если учитывать, что зарплата скрипача в оркестре у Валерия Гергиева, как рассказали собравшиеся, составляет около 120 тысяч рублей, то стимулов для того, чтобы остаться в родном городе, у калининградских музыкантов действительно не так много. Руководитель фольклорного ансамбля «Россичи» и преподаватель музыкального колледжа Александр Плешаков признался, что он вообще своим выпускникам сюда советует не возвращаться.

Выходов из этого тупика, чтобы оставить в городе и полюбившуюся Николаю Цуканову Алису, и всех остальных талантливых музыкантов, деятели культуры обозначили несколько: либо создать в регионе «лучший оркестр», чтобы у музыкантов была возможность удовлетворить свои амбиции, либо начать раздавать бесплатное служебное жилье. При том, судя по накалу обсуждения, последняя идея деятелям культуры понравилась куда больше. Цуканову справедливо заметили, что деятелям культуры (в том числе и преподавателям, которые «будущих Алис» будут растить) тоже нужна «и крыша над головой, и чтобы было, что кушать каждый день».

«Правительству нужно сделать так, чтобы для людей такая ситуация была привычной… И когда это войдет в традицию, чтобы ежегодно какие-то квартиры, эта информация разбежится по всей стране с молниеносной скоростью. Я молодой специалист, у меня диплом, куда? Так рванули в Калининград, там дают жилье, там дают зарплату… Очень важный момент, чтобы эту тенденцию превратить в традицию», — заметили губернатору собравшиеся.

Николай Цуканов попытался заметить, что выделение служебных квартир — это «самая простая задача».

«Оказалось, что непростая», — тут же вставил Фельдман.

Выяснилось, что и с зарплатами у деятелей культуры в реальности все оказалось не так гладко, как рассказывала Светлана Кондратьева. Кто-то из собравшихся жаловался, что после того, как ученики колледжа уезжают в столицу получать высшее музыкальное образование, у них появляется возможность подрабатывать в лучших оркестрах. И получают они там куда больше, чем те, кто дал им путевку в жизнь. Настоящим предметом зависти стала музыкальная школа города Светлого, где средняя заработная плата составляет больше 25 тысяч рублей.

«Как вам удается?! У вас вакансии есть?!», — накинулись на педагога из этого учебного заведения.

«Светлый хорошо живет, потому область пока вкладывает туда деньги. Скоро это кончится…», — пригрозил губернатор.

Но в целом главе региона не удалось удержать оборону против насевших на него деятелей культуры. Единственное, что ему оставалось, это пообещать, что регион не будет сокращать свои социальные обязательства.

«С таким бюджетом — это сложно. Мы понимаем, где находится сейчас экономика страны… Какие у нее в ближайшее время будут риски», — пояснил он.

Впрочем, увещевания Николай Цуканова на почувствовавших запах крови деятелей культуры не действовали. Помимо квартир и зарплат нашлись и другие вопросы на тему «что попросить у губернатора». Аркадий Фельдман рассказал, что единственный рояль в Драмтеатре — это «дрова», а у Одинцова в Кафедральном соборе таких инструментов целых два.

«Дайте рояль! Дайте квартиры!, — передразнивал собравшихся губернатор — Но это не будет срабатывать, если не будет системы. Когда концерты идут при пустых залах, то кто-то должен подумать. Если никто не идет на это мероприятие, то значит, была допущена ошибка», — резюмировал он.

Текст: Алексей Щеголев
rugrad.eu

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. Анна. Старгород, 25 декабря 2014:

    Блестящий текст.

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору