Денис Шаповалов: Двойной концерт Иоганнеса Брамса всегда был моей мечтой!

Добавлено 12 сентября 2018 волонтер

Денис Шаповалов (виолончель, дирижер), Рязанская филармония, Концертный зал Рязанской филармонии

21 сентября в Рязанской областной филармонии состоится торжественное открытие 80-го юбилейного сезона. На сцене в сопровождении Рязанского губернаторского симфонического оркестра выступят музыканты, которые давно получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом, — лауреаты международных конкурсов Мария Солозобова (скрипка, Швейцария) и Денис Шаповалов (виолончель). В преддверии выступления мы поговорили с Денисом о Мстиславе Ростроповиче, о впечатляющем путешествии в Арктику и не только.

Расскажите, пожалуйста, о вашем путешествии в Арктику. Что больше всего впечатлило?

— Само предложения совершить путешествие на Северный Полюс было для меня абсолютно неожиданным! Мысль о том, что я когда-нибудь попаду на эту точку планеты, у меня никогда не возникала! Апрель, начало весны, а ты перемещаешься в зиму на специальном самолете. Сначала мы долго летели до острова Шпицберген, там дозаправились и финишировали на льдине, плавающей в океане, где располагалась полярная станция Борнео. Температура ниже 30! Ветра дуют со всех четырех сторон… И льдины до горизонта! Под ногами 4000 метров Северно-ледовитого океана! Ближайшая земля в 4000 км! Потом 3-х часовой полет на вертолетах, и мы на точке. Северный Полюс! Белые медведи и 23 члена экспедиции. Установили небольшую палатку, в которой я при температуре -25 играл концерт. Помню, что шпиль с трудом вынимался из инструмента — примерз! Бах и Шуберт… вечная музыка звучала над вечными льдами… Ощущения были невероятными! Пальцы замерзали! Итальянский старинный инструмент впервые в истории звучал на вершине планеты… Потом мы в условиях снежной бури возвращались на базу — было очень рискованно! На следующий день на посадочной полосе появилась трещина, и проявился океан! Музыка растопила льды! (улыбается) Побежали срочно закатывать лед бульдозером, чтобы самолет, который должен нас был вернуть на Большую землю, приледнился… И наконец, Москва, весна, тепло — другой мир… Конечно, это была великая авантюра в моей жизни! Но, теперь есть, что рассказать правнукам!

Вы — виолончелист, дирижер, педагог, мультиинструменталист, менеджер крупных проектов. Что доставляет вам больше удовольствия?

— Виолончелист, дирижер, педагог, мультиинструменталист — да, это все я! Мне всем этим очень нравится быть! Еще я обожаю кроссовер и люблю записывать в студии невероятные эксперименты на разных инструментах! Сейчас я создаю несколько грандиозных рокпроектов с симфоническим оркестром и рок-группой. Один из них посвящен моей самой любимой группе Pink Floyd. И уже в октябре Трибьют Pink Floyd прозвучит в Тюмени. Также по всей стране путешествует мое авторское мультимедиа шоу «Above The Earth», которое, кстати, прошло с большим успехом под стенами Рязанского кремля в 2013 году

Ваше самое яркое воспоминание о Мстиславе Ростроповиче?

— Ростропович был моим кумиром с самого детства, когда я еще совсем не играл на виолончели! Помню, его пластинку с Концертом А. Дворжака, которую я заслушал до «дыр»! (улыбается) Встреча с ним был фантастична и нереальна! Мастер, Мэтр, Глыба! Потом было одно ярчайшее воспоминание длиною в 10 лет, когда мне выпала честь играть вместе с ним в самых разных местах планеты. За исключением Северного Полюса! (улыбается)

Вы — автор целого ряда интересных творческих проектов, расширяющих наше представление о современном искусстве виолончельной игры, среди которых мультимедиа-шоу «Night Streets», «Парад виолончелей», конкурс «CelloВек», Ваше недавнее выступление на фестивале «СимфоРокПарк» в Омске и многие другие. Считаете ли Вы, что академическая музыка сегодня требует новых форм взаимодействия с современным слушателем?

— Меня очень привлекает музыка разных направлений, я большой поклонник энергии рока и ярких эмоций, поэтому всегда стремился к подобным экспериментам. К тому же, считаю виолончель универсальным инструментом, который может органично существовать внутри любого жанра. А академическая — вечная Музыка, служителем которой я являюсь, всегда требует высочайшего профессионализма и качества, правды, искренности и честности души исполнителя. Вот они — незатейливые «новые» формы успешного взаимодействия со слушателем. Кстати, я являюсь автором не только рок-проектов, но также и двух академических концертов для виолончели с оркестром. Возможно, у меня будет возможность представить их вниманию Рязанской Филармонии.

Есть ли у Вас девиз?

— Мой девиз, такой же, как у обожаемого мною Людвига ван Бетховена: «Для того, чтобы создать что-то по-настоящему прекрасное, я готов нарушить любое правило!»

Вы исполняете на виолончели музыку разных стилей — от классики до рока. Что для Вас в этом ряду являет собой музыка Иоганнеса Брамса, двойной концерт которого Вы будете исполнять на открытии филармонического сезона в Рязани вместе со скрипачкой Марией Солозобовой?

— Двойной Концерт Иоганнеса Брамса всегда был моей мечтой! Еще в школе, когда я совсем не умел играть на виолончели, я пытался хоть что-то сыграть из этого Великого Концерта! Он очень сложен и виртуозен для исполнителей! Этот шедевр, с его многослойной симфонической структурой — это грандиозное полотно, картина жизни! Именно этот Концерт я впервые в своей жизни сыграл вместе с Мстиславом Ростроповичем и скрипачом Вадимом Репиным на Фестивале в Эвиане во Франции. Это было чудо! И сейчас на таком большом Юбилее Филармонии — для меня огромная радость играть этот концерт для вас!

Источник: rznfilarmonia.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору