Дирижёр «Светилена» Елена Пахнюк — о сотрудничестве с Хворостовским, кризисе искусства и 25-летии хоровой капеллы

Добавлено 12 февраля 2016

Сургутская филармония, Валерий Гергиев (дирижер)

Двадцать пятый день рождения в эти дни отмечает хоровая капелла «Светилен». Единственный в городе, да что там — округе, хоровой коллектив, который исполняет одухотворенную музыку, во весь голос и с надрывом рассказывая зрителю о нравственности и морали, отметит свой юбилей большим концертом в стенах Сургутской филармонии. За все эти годы коллектив изменялся и развивался. Сегодня «Светилен» исполняет не только духовную музыку, но еще русскую и зарубежную классическую и современную музыку, народные песни, блюз и, кстати сказать, делает попытки исполнения в джазовой манере. О том, как трудно найти артистов, умеющих петь в хоре, в каком направлении развивается коллектив, «Сургутская трибуна» узнала у дирижера хоровой капеллы «Светилен» Елены Пахнюк.
На уроки английского — хором

— Елена Алексеевна, вы помните события 25-летней давности, когда создавалась хоровая капелла «Светилен»?

— Да, конечно. Как вчера это было. Седимого января 1991 года мы дали первый концерт в селе Тундрино. Идея создания ансамбля духовной музыки принадлежит Екатерине Лоншаковой, председателю общества русской культуры. Мне предложили организовать коллектив, целью которого было исполнение духовных песнопений во время службы в храме. Долгое время ансамбль исполнял в основном только русскую и зарубежную духовную музыку. 2007 год стал переломным. Тогда в результате объединения сургутского камерного хора и ансамбля духовной музыки была создана хоровая капелла. С тех пор в репертуаре коллектива — хоровые произведения различных жанров: мессы и кантаты, камерно-хоровая музыка, опера и мюзикл, романсы, песни народов мира, современные песни…

— Перестроиться с духовной музыки на такой репертуар было сложно?

— Собственно, всё, что написано для академического хора, вполне вписалось в наш репертуар, так как капелла работала и продолжает работать в академической хоровой традиции. Сложность возникла, пожалуй, тогда, когда мы начали включать в репертуар программы, требующие отдельной вокально-фонетической работы. Речь здесь может идти о программах на различных языках народов мира и программах, которые написаны для исполнения эстрадными ансамблями, в аранжировках для хора. В 2009 году под руководством новосибирского дирижера Павла Шаромова мы исполнили программу «О любви на разных языках». Коллектив впервые исполнял песни на иностранных языках: корейском, японском, грузинском, итальянском и английском. После старославянского языка и латыни сложнее всего было фонетически перестроиться на англоязычные сочинения.

Конечно, с фонетикой языка связана и манера звукоизвлечения. Наши академические компетенции во многом не совпадали с теми, которые нам приходилось осваивать. Благодаря знакомству с канадским музыкантом Денни Гриффином и сотрудничеству с Павлом Шаромовым мы спели много англоязычной музыки: спиричуэлы, духовные песни, фрагменты популярных мюзиклов. У нас были отличные наставники. Кстати, мы также продолжаем включать в свой репертуар лучшие образцы русской и зарубежной духовной музыки.

На одной сцене с Хворостовским

— Я так понимаю, с тех пор, как вы стали расширять репертуар, у вас появилось большое количество партнеров? Проект «60-я параллель» и сотрудничество с Дэнни Гриффином, работа со Светланой Безродной…

— С оркестром под руководством Светланы Безродной мы выпустили диск. Это была одна из самых ярких работ в нашей биографии. С 1998 года мы стали активно выезжать на концерты и фестивали. В Суздале с нами работал выдающийся хоровой дирижер Лев Константинович Сивухин и пела великая Ирина Архипова. В Москве, на сцене Большого зала Московской консерватории, нам аккомпанировал Олег Янченко, который входил в десятку лучших органистов мира. В Санкт-Петербургской капелле с нами играл органист Олег Киняев и солировала народная артистка России Ольга Кондина. Для радио «Орфей» мы записывали духовную музыку с народными артистами Александром Ведерниковым, Артуром Эйзиным, Натальей Герасимовой. В 2010 году нам посчастливилось выступать на «Пасхальном фестивале» Валерия Гергиева в Москве. От тех встреч у нас остались самые теплые воспоминания. В рамках проекта «Новое передвижничество» к нам в Сургут приезжал выдающийся хоровой дирижер Борис Тевлин. Слушатели высоко оценили нашу программу, состоящую из произведений современной хоровой музыки. Нам посчастливилось петь с известным оперным певцом Дмитрием Хворостовским во время его гастролей в Сургутской филармонии. Нам удалось поработать с очень яркими музыкантами. Конечно, это большая честь и в то же время проверка на профессионализм, что чрезвычайно важно для творческого роста. Мы всегда слышали от них о нашей совместной работе только положительные отзывы. А оценка коллег мирового уровня очень важна.

Нестатичный хор

— Капелла — это хоровой коллектив, где должно быть более сорока певцов. Сейчас у вас поет порядка тридцати. Вы в поисках новых голосов?

— Найти артистов для капеллы очень сложно. В Сургуте много музыкантов, которые умеют петь прекрасно. Но чтобы петь в хоре, должно совпасть несколько аспектов. Во-первых, это профессиональная подготовка. Необходимо иметь музыкальное образование. Важное качество — певческий голос, это, конечно, то, что должен иметь претендент на место артиста капеллы, но это не самое главное. Главное — обладать вокально-хоровыми компетенциями, умением петь в хоровом ансамбле. Во-вторых, это человеческие качества, которые для меня лично как для дирижера очень важны. Хор — очень сложный музыкальный инструмент. Совместная творческая работа обязывает каждого артиста быть терпимым, деликатным и совместимым, обладать определенными нравственными принципами. Ну и, конечно, любить хоровое творчество. Человек, профессионал — такие составляющие обязательны для тех, кто хочет петь в коллективе.

— В каком направлении сегодня развивается творческий коллектив?

— Сегодня все виды искусств, и хоровое в том числе, переживают определенного рода кризис. Хоровое искусство в своем развитии опирается прежде всего на музыку, которую создают современные композиторы. К сожалению, сегодня создается очень мало настоящих творений для академического хора. Часто тексты, на которые пишут музыку, вызывают спорный интерес. Отсутствие выраженной мелодии и рваные ритмические формулы требуют не вокально-певческих способностей, а инструментально-голосовой техники. У нас есть опыт такого музицирования. Но в своем развитии мы больше опираемся на выдающиеся творения русских и зарубежных композиторов, проверенных временем. Я вижу нашу задачу в сохранении русской хоровой традиции, которая имеет большую историю, насчитывающую свыше тысячи лет.

В хоровом искусстве мы сегодня наблюдаем уход от статичности. Многие профессиональные хоровые коллективы всё активнее используют в своем творчестве элементы театрального искусства. Такое смешение известных жанров рождает новую, отвечающую потребностям современного слушателя и зрителя форму — хорового театра. Творческий поиск привел нас к пониманию этого процесса, и мы сейчас активно творим в этом направлении. В наше исполнение мы активно включаем элементы пластики и движения, костюма, декорации. Всё это делает наши выступления и концерты более яркими и зрелищными.

Автор текста:
Сургутская трибуна
Ольга Прядоха
Автор фото:
Александр Онопа

ugra-news.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору