До звезд — рукой подать

Добавлено 24 октября 2015

Московская академическая филармония, Всероссийский виртуальный концертный зал, Воронежская филармония

Инновационные концертные технологии сделали доступным для российских зрителей то, о чем они не могли и мечтать

В Воронежской области открывается новый концертный зал. Во многом уникальный. Потому что в нем будут выступать ведущие концертные коллективы страны и звезды мирового уровня. Это в воронежской глубинке, в рабочем поселке Панино.

И ничего удивительного. Потому что зал этот — виртуальный. И Панино станет первым населенным пунктом области, который присоединился к всероссийской программе «Виртуальный концертный зал».

«В Панино есть прекрасный кинотеатр „Восток“, который в 2013 году открылся после масштабной реконструкции. В зале есть все необходимое звуковое и проекционное оборудование, а самое главное — выделенная интернет-линия с достаточной для качественной трансляции скоростью», — рассказали RegNews в департаменте культуры администрации Воронежской области.
Именно в кинотеатре «Восток» состоится онлайн-трансляция выступления из столичного концертного зала имени П. И. Чайковского. Панинцы увидят и услышат государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и австрийского скрипача и дирижера Питера Гута. В программе — шедевры классической венской танцевальной музыки.

В областном департаменте культуры корреспонденту RegNews уточнили, что «подключение районов области к Всероссийскому виртуальному концертному залу курирует Воронежская филармония» по соглашению с Московской государственной академической филармонией (именно она является федеральным куратором проекта).

Как все начиналось

Идея витала, что называется, в воздухе. Например, Пермский оперный театр провел первую онлайн-трансляцию еще в 2008 году. Умные люди поняли: есть интернет-технологии, есть технологии видеозаписи, и есть живое выступление. Все это можно совместить. Смотрят же по телевизору трансляции спортивных соревнований. Здесь, в принципе, то же самое.

Постепенно идея, как говорится, овладевала массами и выкристаллизовывалась. Тем более, что общие проблемы были ясны. Основная часть творческих коллективов академического музыкального искусства расположена в крупных региональных центрах и в столице. Практически все площадки, пригодные для выступлений коллективов классической музыки, точно так же сосредоточены в региональных центрах. Соответственно, круг зрителей не то, чтобы узок, но все же значительная часть населения страны не в состоянии видеть подобные концерты, соответственно, не может полноценно приобщаться к огромному культурному пласту.

Гастрольные возможности коллективов тоже ограничены. Это если говорить о российских. С зарубежными звездами все еще сложнее. Теперь еще один очевидный факт: академические концертные программы просто отсутствуют в сетках федеральных телеканалов (кроме «Культуры»). Таким образом, можно говорить, что доля тех, кто может так или иначе прикоснуться к музыкальной классике, мала.

Последствия — снижение общего уровня культуры (и отнюдь не только музыкальной), элементарная несправедливость в распределении доступа к достижениям мировой культуры, снижение востребованности музыкальной классики как таковой — это в перспективе.

Вот выходом-то как раз и стал проект Министерства культуры «Всероссийский виртуальный концертный зал».

Технически тоже все понятно. В концертном зале им. Чайковского стоят камеры и микрофоны. Правда, необходимы режиссер трансляции, операторы камер и звукорежиссер. Выступления и записываются, и транслируются через собственную сеть в города и поселки, которые подключены к программе. «Картинка» воспроизводится на экране. Оборудование несложное — важно, чтобы в точке приема были высокоскоростной интернет, видеопроектор, акустические системы и экран.

Таким образом, невозможность физически присутствовать на концерте нивелируется. В результате концерт видят не пара сотен человек, а несколько сот тысяч. Формируется единое культурное пространство. Обеспечивается равный доступ жителей России к лучшим мировым произведениям. И, естественно, возникают новые перспективы для культурно-воспитательной и просветительской работы.

При этом для успешной реализации проекта нужно решить несколько задач. Во-первых, обеспечение интернет-трансляции. Во-вторых, создание архива записей. Этот пункт, пожалуй, нужно пояснить. Россия — большая страна, разница в восемь часовых поясов накладывает определенные ограничения на возможность смотреть выступления в режиме текущего времени. То есть нужны записи. Проблема решается созданием архива.

В-третьих, трансляция по всеобщему виртуальному пространству концертов не только из Москвы, но и из других филармонических залов страны.

Еще один интересный момент. И передающая сторона (Московская филармония — оператор проекта от Минкульта), и принимающая (регионы) имеют взаимные обязательства. Москва обязана обеспечивать контент и формировать всероссийский архив видеозаписей. А регионы-партнеры «Виртуального концертного зала» — обеспечивать техническое состояние комплекса приема и показа, информировать население, обеспечивать максимальную доступность программ, а также принимать участие в их разработке и сохранении для всероссийского архива.

Поток виртуальных меломанов

В 2014 году, когда состоялось открытие проекта и его первая трансляция, к «Всероссийскому виртуальному концертному залу» были подключены 26 регионов: Хабаровск, Якутск, Улан-Удэ, Чита, Пермь, Екатеринбург и Свердловская область, Ижевск, Рязань, Саратов, Сургут, Томск, Абакан, Белгород, Омск, Оренбург, Санкт-Петербург, Тюмень, Улан-Удэ, Владимир, Нижний Новгород, Комсомольск-на-Амуре, Кострома, Красноярск, Курган и Вологда.

Стали присоединяться и другие регионы. Теперь их уже 30. И тут-то начало происходить самое интересное. Если бы к «Виртуальному концертному залу» оказались подключены только региональные центры, это бы в корне убило саму идею. И поэтому с самого начала зрителями виртуальных залов стали жители малых городов и небольших поселков. Задачу облегчало то, что как минимум дом культуры, клуб или кинотеатр еще с советских времен есть везде. Вот они-то и стали снова центрами культуры и просвещения, как и задумывалось с самого начала.

Поэтому концерты Национального симфонического оркестра радио и телевидения Италии, к примеру, в Кунгуре, Губахе (Пермский край) или в поселке Молочное, или в Верховажье Вологодской области вообще теперь становятся нормой. Поэтому и в Воронежской области первая онлайн-трансляция из концертного зала имени Чайковского пройдет именно в рабочем поселке Панино.

В департаменте культуры Воронежской области RegNews сообщили: «К виртуальному концертному залу будут подключаться новые районы. До конца текущего года возможность посещать виртуальные концерты Московской филармонии появится у жителей Павловска, Калача и поселка Хохольский».
Те, кто уже присутствовал в виртуальных концертных залах, говорят, что концерты проходят, как и положено, с аншлагами и аплодисментами. Все как в реальности.

Виртуальные концертные залы уже сейчас называют прорывами в будущее. Наверное, так и есть — у этого проекта большие перспективы, жителям российских регионов наверняка хочется увидеть не только симфонические оркестры и струнные квартеты. Есть ведь еще и театры. В общем, есть куда расти.

Автор: Вадим Гасанов

http://regnews.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору