Предстоящие мероприятия




Москва
28 декабря 2018



Москва
18 января 2019


Читайте на эту же тему







Дорога к симфонии

Добавлено 12 апреля 2018 волонтер

Тюменская филармония, Юрий Башмет (альт, дирижер), Валерий Гергиев (дирижер), Омский академический симфонический оркестр, Александр Гиндин (фортепиано), Денис Мацуев (фортепиано), Александр Князев (виолончель, орган)

Тюменский филармонический оркестр, созданный всего два с половиной года назад, вновь отправляется в гастрольный тур. И какой тур! По приглашению Валерия Гергиева, который на днях выйдет со своим коллективом на тюменскую сцену, «малыш» из Сибири выступит в Мариинке. Далее — Москва с концертным залом имени Чайковского, Казань, Пермь и еще пара городов с требовательной публикой. Позволительно сказать, признание.

Тюменский филармонический оркестр может дать концерт классической музыки и на уличной сцене, и в торгово-развлекательном центре. Фото: Анатолий Меньшиков/РГ

С чистого нотного листа

В провинции большие профессиональные коллективы появляются чрезвычайно редко. Денис Мацуев рождение тюменского оркестра назвал эпохальным событием. Пианист-виртуоз участвовал в премьерном концерте, прошедшем уже через 2,5 месяца после первой репетиции, и остался доволен работой молодых музыкантов, еще недавно не знавших друг друга. Сплотил их один из сильнейших дирижеров России Евгений Шестаков.

Создать симфонический оркестр — с чистого листа — правительство области планировало еще десять лет назад. Приняли официальное решение, готовили документы. Помешал кризис. Вернулись к проекту в 2014-м. Экономическая «погода» опять испортилась, но губернатор сказал: «Более не откладываем!». Исходя из лимита бюджетных средств остановились на составе в 64 человека. Вариант набора по максимуму (110 человек) отбраковали. В этом случае зарплаты оказались бы недостаточными для привлечения наиболее даровитых молодых музыкантов. В итоге конкуренция за место была острой: заявки на участие в конкурсе подали полтысячи человек, включая жителей почти десятка других стран.

Евгений Шестаков объясняет, насколько это непросто — получить достойный результат:

— И в девяностые годы, и после новые оркестры в регионах заявляли о себе. Другое дело — что они собой представляли. Как водится, собирают коллектив из «имеющихся кадров». Кто талантлив, кто посредственен, оклады скромные, а потому и выбора нет. Из-за нехватки денег не удается набрать полноценный состав, приобрести инструменты в нужном количестве и приемлемого качества. В итоге всюду прорехи. Играют на «троечку», лелея надежду на финансовые перемены, рассуждают: вот удвоят оклад, тогда и покажем класс. Самообман — с тем же составом ничего не изменится.

По мнению Евгения Шестакова, в идеале всех детей следует обучать игре на каком-нибудь инструменте

Музыканты с сильным потенциалом — часть дела. Далее — работа до седьмого пота, бесконечные репетиции, поиск и оттачивание собственного стиля. Нагрузка велика, не каждый выдерживает, кое с кем пришлось расстаться. Надо к тому же и жильем обзаводиться, быт устраивать. Подавляющее большинство оркестрантов — люди приезжие. И многие из них уже определенно связали свою судьбу с Тюменью.

Музыка улиц

У Тюменского филармонического — широкий диапазон исполняемых произведений, разнообразие жанров и форм концертной деятельности. Ставят сказки для малышей и составляют программы для публики почтенного возраста, дают концерты с выдающимися пианистами, инструменталистами, певцами, выступают с оперными звездами, хорами, мастерами художественного слова.

— Перед нами две задачи. Во-первых, достичь уровня лучших оркестров России, во-вторых, сделать нашими друзьями, благодарными слушателями как можно больше земляков, — подчеркивает дирижер.

Встает вопрос о слушателях — не столько об охотно посещающих филармонию, сколько о скрытых — потенциальных, будущих.

— Не всем дано понимать и любить высокое искусство. Есть, наверное, некая верхняя планка, которую крайне сложно преодолеть? — интересуюсь у маэстро.

— В Европе отличным результатом считают, когда концерты симфонической музыки регулярно посещают три процента жителей города, — поясняет он. — У нас среди передовиков — Екатеринбург. Тюмени до него еще очень далеко, но прогресс очевиден. Аншлаги на наших концертах уже привычны. Года через три проведем исследование, посмотрим, чего достигли.

— Чтобы привлечь людей в филармонию, вы иногда выходите из нее. Выступаете, к примеру, на уличных сценах, в торгово-развлекательных центрах. В связи с этим я вспомнил огромную оркестровую площадку под открытым небом в Вене — у ратуши и рядышком с пивными рядами, о летних общедоступных концертах академического оркестра в Нижнем Новгороде…

— Давать публичные концерты — давняя замечательная традиция. Иоганн Штраус десять сезонов кряду играл на Павловском вокзале Санкт-Петербурга. Один из свежих примеров — ночной концерт «Солистов Москвы» Юрия Башмета на станции столичного метрополитена. Мы для чего выходим в народ, к сибирякам? Чтобы сказать: «Здравствуйте! Вы о нас не знали или ни разу нас не слышали? Давайте познакомимся! Послушайте, как славно звучит эта мелодия. Понравилось? Мы рады. Отчего бы не встретиться еще раз?».

— Обращают на себя внимание совместные концерты с рок-группами. С одной из них на тюменской сцене вы исполнили старый альбом Metallica. Такого рода эксперименты вдохновляют?

— Сразу поясню: в данном случае воспроизвели по партитуре известный концерт, сыгранный в 1998 году американской группой с оркестром Сан-Франциско. Наверное, небезуспешная попытка синтеза контрастных направлений. Я бы слукавил, сказав, что мне это близко. В силу понятных причин это ближе нашим молодым оркестрантам. Но плохо ли, когда переполненный зал восторженно аплодирует своему оркестру? Значим, разумеется, и кассовый сбор от шоу-представлений. Львиная доля расходов ложится на плечи бюджета, и мы тоже должны зарабатывать на хлеб, — говорит собеседник.

Равнение на Японию и суоми

Даже в школах оркестр дает концерты. Как принимает разношерстная детская публика?

— Приветливо. Чего сами не ожидали, — признается Евгений Шестаков. — Выступаем на общешкольных уроках музыки в больших актовых залах. Подбираем для исполнения то, что на слуху. Скажем, «Танец маленьких лебедей», марш из «Метели» Свиридова. Ребята слушают рассказ музыковеда. В финале фотосессия, ответы на вопросы. Кто инструментами интересуется, кто спрашивает, как выучиться на музыканта. Любопытство отрадно. Вообще, идея содержательная, работает на перспективу.

Проведение симфонических концертов в школах, заметим, инициировало правительство области, а сам проект реализует дирекция концертно-театрального объединения.

Шестаков с сожалением говорит об утрате достаточно развитой системы начального музыкального образования. Когда-то она охватывала все общеобразовательные школы, задействовала огромное число профильных школ. Потом случился провал, уроки музыки, хорового пения отменили, считая их третьестепенными.

Знакомство с музыкальной культурой жизненно важно, считает Евгений Шестков. По его мнению, в идеале всех детей следует обучать игре на каком-нибудь инструменте. Смелое предложение! Какие аргументы?

Необходимость заучивания ребенком таблицы умножения никто не оспаривает — без нее в математике не продвинешься. Ну, а освоение азбуки музыки помогает гармоничному развитию интеллекта. И наоборот. В Японии, напоминает дирижер, в свое время провели исследования о взаимосвязи карьерного роста руководителей в разных сферах бизнеса и госуправления с их музыкальными навыками и пристрастиями. Выяснилось: успешны те, кто понимает и любит классику. В японских школах еженедельно отводят восемь уроков постижению мира искусства во всем его многообразии. А в Финляндии такого рода учебных часов еще больше! И система школьного образования Суоми, как известно, признана одной из самых передовых и результативных в мире.

Кажется, мы тоже, пусть и медленно, поворачиваемся к искусству.

Что представят артисты на гастролях?

Концерт для виолончели с оркестром № 1 Шнитке (солист народный артист России Александр Князев). «Симфонические танцы» и Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова (солист заслуженный артист России Александр Гиндин). Симфоническую сюиту «Шахерезада» Римского-Корсакова. Вступление к опере «Хованщина» Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».

Справка «РГ»

Евгений Шестаков работал художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Приморского телевидения и радио, Одесского филармонического оркестра. С 1992-го по 2004 год возглавлял Омский академический симфонический оркестр. С осени 2015-го художественный руководитель и главный дирижер тюменского оркестра. Дирижировал ведущими оркестрами России, гастролировал с симфоническими и камерными коллективами Англии, Бразилии, Италии, Испании, Польши, Македонии, Швейцарии, Украины, Казахстана. Заслуженный деятель искусств РФ.

Источник: rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору