Думы контрабаса

Добавлено 27 апреля 2010 Евгений

Евгений Рыжков (контрабас)

Татьяна Акимова, Евгений Рыжков и Михаил Лапис
В свои 18 лет Евгений Рыжков — дипломант международного конкурса. Его имя вписано в энциклопедию «Одарённые дети — будущее России». Заметил и выпестовал талант в музыканте его педагог Михаил Лапис. В одиннадцатилетнем мальчике из города Бодайбо он прозорливо приметил редкостное умение извлекать звук певучий, одушевлённый. И сумел проявление детского интереса перевести в русло нескончаемой любви к музыке, ради которой стоит трудиться самоотверженно. Союз двух единомышленников — учителя и ученика — позволил решать сложнейшие задачи и в техническом, и в художественном отношении.

Небольшие концерты в библиотеках и музеях Иркутска, других городах области — с этого всё начиналось. Разумеется, именно педагог способствовал активной концертной деятельности за пределами родного учебного заведения. Грани мастерства отшлифовывались. Молодого человека безоговорочно соглашается поддержать руководитель камерного оркестра, созданного при Иркутской областной филармонии, Татьяна Акимова. Невозможно переоценить опыт такого рода. Сама замечательный музыкант и педагог, понимая всю важность избранной миссии, она взяла за правило предоставлять одарённым детям уникальную возможность выступать с профессиональным коллективом — оркестром (либо его малым составом, квартетом) в качестве солирующих музыкантов. Здесь не просто высокий старт для юных артистов — идёт закладка фундамента верности избранному пути. Поэтому шаг в сторону сотрудничества уже сделали музыкальные школы № 3 и № 5 г. Иркутска, № 2, № 3 г. Ангарска, областная школа искусств — круг общения растёт.

Как отмечает заслуженный работник культуры РФ Л. Серёдкина, ребёнок, сыгравший с «Амадеем» хоть раз, непременно хочет выступить ещё. Практика показывает, что, вкусив успеха, ученик, даже самый «средний» или ленивый, начинает развиваться быстрее, появляется желание ещё раз попасть в такой концерт — интерес заставляет его лучше работать. А с чем большим постоянством, благодаря «Амадею», срабатывает цепочка «интерес — работа — успех», тем выше гордость за подрастающее молодое поколение.

Увлечь, зажечь, проявляя мастерство, гибкость, педагогическое терпение, уважение к личности, — это стиль работы Татьяны Акимовой. Художественным руководителем коллектива она является с момента его рождения. Музыкантов сплотила идея воспитать как у взрослой, так и у детской аудитории потребность в прекрасном. Чем сильнее эта потребность в обществе, тем меньше шансов на победу зла и жестокости. Музыка — категория нравственная. Подобно лучшим произведениям литературы, она учит человека сочувствовать. Объединяет нас.

И коллектив предлагает выездные программы, адаптированные к каждой возрастной группе: для учащихся техникумов и вузов, начальной и средней школ и даже, что особенно приятно, для самых маленьких — дошкольников. Живое звучание Глинки, Чайковского, Сен-Санса, Штрауса, Шопена, Дунаевского… В исполнении оркестра это изумительно! Цель — знакомство юного поколения с шедеврами российской и мировой музыкальной культуры.

В концертных программах камерного оркестра «Амадей» в качестве солистов принимали участие такие известные в музыкальном мире личности, как народная артистка Бурятии, заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов В.Цыдыпова (сопрано, Санкт-Петербург), лауреаты международных конкурсов Н.Чернова (сопрано, Новосибирск), В. Вальс (саксофон, Магнитогорск), заслуженный работник культуры России О.Кузнецова (фортепиано, Иркутск). И, наверное, символично, что своё четырёхлетие оркестр отметил выступлением с Евгением Рыжковым — молодым музыкантом, у которого все звания и регалии ещё только в будущем. И этот концерт не чудесный ли подарок не только заполнившей весь концертный зал публике, но и педагогу, отметившему свой шестидесятилетний юбилей?! Кстати говоря, единственному учителю Евгения Рыжкова по профильному предмету, начиная с музыкальной школы № 7.

И вот — итог труда двух педагогов: наряду с великим Моцартом (его «Маленькой ночной серенадой») и известнейшим автором ХХ века Астером Пьяццоллой («Времена года в Буэнос-Айросе») звучит «Концерт для контрабаса с оркестром» русского композитора 19 века С.Кусевицкого. Пожалуй, такие произведения способны всколыхнуть дух истинного патриотизма и ощущение чего-то более возвышенного, благородного, что должно-таки иметь место среди наших будней. Исполнительское же мастерство и музыкальное чутьё Евгения показали удивительные возможности столь любимого им музыкального инструмента: его контрабас словно делился с нами мыслями — думами, отражёнными в звуках музыки. И, вслушиваясь в этот рассказ, мы понимали, что видим рождение новой яркой звёздочки на небосклоне музыкального Олимпа, а «Амадей» — любимец публики. В конце этого своеобразного экзамена музыкантам аплодировали уже стоя. В программу праздничного вечера органично вписывались и стихи, посвящённые Её Величеству Музыке, и цветы, и слова благодарности. Учителю. Оркестру. Всему залу. И — «Виват прекрасное!»

Огромное спасибо дирекции филармонии, дающей зелёный свет подобным торжествам. Это был не просто один из концертов — мы будто слушали звучание струн новой эпохи страны. И нелишне порой напомнить себе: молодое поколение — надежда России.

Автор: Елена ЩЕКОЛДИНА, для «Восточно-Сибирской правды»
www.vsp.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору