Enfant terrible со своими учителями. Сергею Прокофьеву посвящается

Добавлено 14 апреля 2016 Zhenya Lianskaya-Lininger

Алексей Симакин (альт), ГМИИ им. А. С. Пушкина, Наталия Калиничева (скрипка)

Афиша концерта

В рамках юбилейного года С. С. Прокофьева в Мемориальной квартире Святослава Рихтера состоится концерт с участием лауреатов международных конкурсов Наталии Калиничевой (скрипка), Владимира Воробьёва (фортепиано), Алексея Шеина (гобой) Михаила Штанько (гобой) Евгения Варавко (кларнет), Алексея Симакина (альт), Романа Мормыги (виолончель) и Карлоса Наварра-Эррера (контрабас). Этот музыкальный коллектив представляет собой объединение концертирующих солистов. Каждый из участников ансамбля — артист с ярко выраженным творческим кредо и сложившимся исполнительским стилем. «…Мы допускаем и приветствуем эксперимент в виде вкусовых приправ к основному блюду… Мы носители и хранители веками сформированных традиций классического, академического музицирования», — говорят музыканты. В программе концерта — сочинения С.Танеева, Р.Глиэра и С.Прокофьева.

В концертных программах, посвященных Сергею Прокофьеву (1891–1853), невозможно было обойти вниманием двух его первых учителей — Сергея Танеева (1856–1915) и Рейнгольда Глиэра (1874–1956). Несмотря на то, что творческое становление Прокофьева прошло в Петербургской консерватории, чрезвычайно важным для него оказалось в детстве соприкосновение с кругом московских музыкантов. Именно Танеев впервые разглядел дар юного вундеркинда, когда родители привели к нему десятилетнего Сережу. Способности мальчика сразу восхитили Сергея Ивановича. Биографы Прокофьева любят отмечать, что Танеев оказался причастным и к созданию знаменитых прокофьевских диссонансов, так, разбирая его детскую симфонию, он попенял юному композитору, что «гармонии слишком уж простоваты». Танеев порекомендовал Сереже в качестве учителя и своего ученика — Рейнгольда Морицевич Глиэра, приезжавшего к Прокофьевым в Сонцовку два лета подряд — в 1902 и 1903 годах. Эти уроки (по гармонии, контрапункту и инструментовке) оказали большое влияние на будущего композитора и стали основной теплой, многолетней дружбы. Прокофьев позднее писал: «Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра — или прямым, или внучатым, то есть учеником ученика».

Танеев и Глиэр стояли у самых истоков композиторского пути Прокофьева. Впереди — годы учебы в консерватории, радикальные музыкальные эксперименты, скандалы, слава бунтаря и попирателя устоев. И объединение в одной программе сочинений Прокофьева и его первых проводников в мир музыки дают слушателю прекрасную возможность проследить преемственность традиций и их новое преломление, влияние «учителей» и обретение собственного, индивидуального стиля их гениального ученика.

В программе концерта прозвучит несколько камерно-инструментальных сочинений Р.Глиэра разных лет: «Песня без слов» для гобоя и фортепиано (1930-е), Романс для кларнета и фортепиано (1908) и Интермеццо ор.9 для контрабаса и фортепиано (1936). Творчество С.Танеева в программе концерта представлено его Фортепианным квартетом Ми мажор (1906). В 1907 году квартет был исполнен при участии автора в Петербурге, вызвав большой успех у публики и музыкантов — рецензенты сравнивали его по масштабу замысла с фортепианным концертом.

Десять пьес ор. 12 Сергея Прокофьева были написаны в период с 1906 по 1913 годы. Обращаясь здесь впервые к старинным танцевальным жанрам (гавоту, ригодону, аллеманде) и приемам «галантного стиля», Прокофьев как современный художник говорит о сегодняшнем и сегодняшним языком. Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса op. 39 появился в 1924 году. Накануне Прокофьев написал из Парижа своему другу Н.Мясковскому: «.в последнее время здесь мода на ансамбли духовых инструментов., иногда плюс контрабас и ударные. Стравинский, молодые французы — все пишут; мне тоже хочется, но никак не удосужусь». В то же лето Прокофьев получает заказ на написание балета «Трапеция», в сюжете которого изображались сцены из цирковой жизни. Шесть номеров этого одноактного балета и стали позднее квинтетом op. 39.

ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58

Цена билета — 450 рублей

Запись на концерт по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. inga-majorova, 15 апреля 2016:

    Роскошная программа.

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору