Предстоящие мероприятия






Сочи
30 марта 2017



Читайте на эту же тему







Фестиваль Башмета перешагнул через Олимпиаду

Добавлено 08 февраля 2015

Хибла Герзмава (сопрано), Юрий Башмет (альт, дирижер), Сочинская филармония, Органный зал им. Дебольской в Сочи, Зимний театр в Сочи, Александр Сладковский (дирижер)

Легендарный альтист решил покорить в Сочи новую вершину… Из всех музыкальных фестивалей в России сочинский форум Юрия Башмета за восемь лет своего существования показал невероятный потенциал к развитию. Ни одного проходного концерта из серии «сообразить на троих». Каждый — как театральная постановка — готовится целый год. И чего удивляться, если на фестиваль — уникальный случай — съезжается публика со всей России. А уж про уровень исполнителей и говорить не приходится — все первые имена… О нюансах первого «постолимпийского» фестиваля нам рассказал его исполнительный директор Дмитрий Гринченко.

фото: Сергей Николаев
— Дмитрий, вас и нас можно поздравить: Олимпиада завершилась, но фестиваль, меж тем, жив?

— Это правда. Все очень волновались — и зрители, и исполнители, многие были уверены, что с концом Олимпиады, закончится и фестиваль. Но хочу напомнить, что все эти годы мы заверяли: Олимпиада — это трамплин, позволяющий привлечь к классике дополнительное внимание, и основная стратегия — сделать форум постоянным. Ведь что тут главное? Главное в том, что люди очень ждут наших концертов. Причем, не только сочинцы.

— Да, помню по прошлым форумам — это, пожалуй, феноменальная практика, когда на классический фестиваль люди целенаправленно едут из Москвы и Санкт-Петербурга…

— Не только из столиц, но и со всей России. И таких зрителей стало значительно больше за последние годы. За билетом-то не надо идти в кассу: всё есть на нашем сайте, по которому, кстати, мы и отслеживаем — из каких городов билеты покупаются. А такой ажиотаж вокруг башметовского форума легко объясним: программа, по своей сути, уникальна, каждый концерт — не просто концерт, который вы и в другом месте сможете послушать, но он особый, неповторимый. И еще одну особенность этого года хочу подчеркнуть: несмотря на всю сложность по части международных отношений, к нам едет множество зарубежных журналистов, которых уже манит сам бренд «Сочи»…

— Вот что хочу уточнить: все основные концерты проходят в Зимнем театре. Музыканты остаются довольны его акустикой?

— Есть вещи, к которым надо относиться как к данности. На сей момент Зимний театр — это единственное здание, где мы можем проводить наши главные мероприятия. Да, есть считанное количество залов в мире с потрясающей акустикой — Большой зал консерватории, Музикферайн, Карнеги-холл… Зимний театр в Сочи не относится к их числу, но другого там просто нет. За восемь лет мы научились приспосабливаться и справляться с некоторыми акустическими нюансами. При этом — зал этот исторический, очень красивый.

— Ходили какие-то слухи о возможной постройке нового зала…

— На вопрос: «Не пора ли строить новый?», — я всегда отвечаю: да, пора. Но… при этом прекрасно понимаю, что крупных больших событий в Сочи не так много, ну и как будет круглогодично существовать зал на 2000–2500 человек? Надо правде в глаза смотреть. Да, люди приезжают на фестиваль Башмета, приезжают на «Кинотавр». Наш фестиваль идет 10 дней, «Кинотавр» — еще неделю, а все остальное время? Я вывел для себя следующую формулу: когда Зальцбургский фестиваль начинался, там тоже не было большого зала; они отлично справлялись «Моцартеумом», плюс придумали какие-то специальные проекты и спецплощадки. Но когда форум разросся, стал занимать в календаре 2,5–3 месяца, когда в Зальцбург стал прибывать постоянный поток туристов со всего мира, — вот тогда они и приняли решение открыть зал на 4000 мест. Так что, всему свое время. Когда наш фестиваль будет идти месяц-полтора — тогда мы подумаем о новом зале.

— Но очевидно, что он должен быть многофункциональным?

— Конечно. И как пример я бы привел GrimaldiForum в Монте-Карло, где можно делать всё, что угодно — оперные постановки, концерты, международные конференции, автомобильные салоны… при этом акустика — невероятная.

— Теперь пройдемся по программе. Джаз, балет, опера, — удивительный сплав всех жанров…

— Повторяю: для нас дело чести, чтобы фестиваль не был набором стандартных концертов. Взять тот же балетный Гала: мы его делали в разных вариациях на протяжении последних пяти лет. И сейчас очень серьезно к проекту подошли — посвящаем вечер памяти Нижинского; в первом отделении показываем номера, которые танцевал сам Вацлав, в исполнении звезд балета из разных театров мира (плюс прочитаем его письма, покажем редчайшие кадры хроники). Ну, а во втором отделении «Весну священную» Стравинского станцует Национальный балет Словении под руководством Эдуарда Клуга (причем, его же хореография).

— Что-то удивительное вы придумали с «Кармен»…

— Это будет очень свежий, неожиданный взгляд. Тут мы хотели совместить оперу, балет и драматический сюжет; при том, что довольно далеко отошли от новеллы Мериме. Но вы увидите полноценный музыкальный спектакль с декорациями… за Кармен танцует солистка Большого театра Екатерина Шипулина, за Кармен поет солистка «Метрополитен-Опера» Нэнси Фабиола Херрера из Венесулы (одна из ведущих Кармен в мире). Всё это — некий авторский взгляд Башмета на оперу Бизе, новеллу Мериме и «Кармен-сюиту» Щедрина.

— А симфороковый концерт?

— То же самое: можно было пойти по простому пути — отцифровать песни «Ночных снайперов» и Дианы Арбениной, и сыграть их с симфоническим оркестром. Но решили все сделать более увлекательно, и вы услышите порядка шести оригинальных композиций, специально написанных для большого оркестра и рок-группы. Все они прежде не звучали…

— Приедет ли знаменитый Роби Лакатош?

— О да, и мы соединяем его ансамбль с нашим «Терем-квартетом»: это очень здорово — Лакатош играет цыганско-венгерскую музыку, «Терем», понимаете, это русские народные инструменты… вместе они никогда прежде не играли, хотя и знакомы друг с другом. Каждый из них очень продвинулся в своем жанре — вывел народную музыку на принципиально новый качественный уровень. Не лишне сказать, что Роби считается лучшим цыганским скрипачом в мире, причем, не как-то там абстрактно, а он единственный, кто признан классическими скрипачами. Лакатош в отличных отношениях и с Венгеровым, и с Репиным. Играет на разных солидных фестивалях, включая Вербье. Загадочно улыбается, говоря о себе: «Я бы — ладно, а вот как играл мой отец!.. Жаль, вы его не слышали».

— Самый лакомый кусочек — «бенефис альта с Юрием Башметом»…

— Юрий Абрамович, несмотря на возраст и бесконечное количество регалий, продолжает оставаться человеком увлеченным. Перед Новым годом он часа полтора подробнейшим образом вычитывал всю программу форума, дотошно подходя к каждому концерту. И момент роста фестиваля его очень увлекает; ведь можно было бы делать все «полегче и попроще», но мы развиваемся… Что до репертуара — в концерте прозвучит музыка XX века для альта и симфонического оркестра: Юрий Абрамович решил еще раз покорить вершину, потому что это очень сложный в физическом плане вечер — аж три концерта Леденева, Александра Чайковского и Гии Канчели. «Пусть для меня, как для альтиста это станет неким вызовом», — сказал Башмет. Солисту один-то концерт сыграть непросто, а тут три. За пульт «Новой России» встанет теперь уже маститый дирижер Александр Сладковский (до своей работы в Госоркестре РТ работал в «Новой России»).

— Смотрю, не менее мощным ожидается закрытие: играют победители конкурса Чайковского разных лет.

— Повод очевиден: в этом году 175-летие со дня рождения Петра Ильича, а летом — грандиозный конкурс его имени. Вот и посвятили финал двум этим событиям. Стали думать — как это можно красиво преподнести; родилась идея пригласить лауреатов только первых премий по всем инструментам: приедут скрипач Элмар Оливейра из США (конкурс 1978 года), виолончелист Густав Ривиниус из Германии (1990), пианист Барри Дуглас из Великобритании (1986), ну и наша Хибла Герзмава (1994). Оливейра остается единственным американским скрипачом, который выиграл КЧ; равно как и Ривиниус был первым немецким виолончелистом среди лауреатов. Так что уровень фестиваля налицо. Добро пожаловать!

Ян Смирницкий
www.mk.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору