Филармоническое пространство

Добавлено 26 ноября 2015

Свердловская филармония, Всероссийский виртуальный концертный зал

В минувшие выходные в Качканаре прошёл концерт Свердловской государственной академической филармонии в рамках проекта «Филармония 2.0» — последний в 2015 году.

На концерте зал был переполнен, но стояла абсолютная тишина — все зрители, затаив дыхание, слушали долгожданных гостей. Фото: Яна Белоцерковская
Справка «ОГ»

Проект «Филармония 2.0» стартовал 9 марта 2015 года в Серове. Главная его цель — «раздвинуть» стены традиционного концертного зала до размеров всей области. В рамках проекта жители удалённых городов и посёлков получают возможность посещать не только трансляции, но и выезжать на живые концерты в ближайшие филиалы Свердловской филармонии.

Перед жителями и гостями города выступил Уральский академический филармонический оркестр под руководством заслуженного артиста России Алексея Доркина, а солировали лауреаты международных конкурсов Тимофей Бушков (флейта) и Юрий Нечаев (кларнет). «Областная газета» побывала на этом концерте. Кстати, последний раз живое выступление Уральского филармонического оркестра в Качканаре было 37 лет назад!

…За несколько часов до концерта в город стали приезжать переполненные автобусы. Послушать Вебера, Данци, Мендельсона, Свиридова спешили гости из семи муниципалитетов, участвующих в проекте «Виртуальный концертный зал». Качканарский зал рассчитан на 500 человек, и все билеты были проданы заранее.

От первого лица: лидер филармонического собрания Качканара Елена Мелехина:

— Помню, как пять лет назад мне в библиотеку позвонили и предложили участвовать в качестве площадки «Виртуального концертного зала». Тогда я долго спрашивала: а почему вы звоните мне, почему не во Дворец культуры или в музыкальную школу? Но сейчас понимаю, что именно в библиотеки люди идут послушать музыку, не знаю почему… Атмосфера у нас очень уютная, и сформировалась своя аудитория. Мне раньше всё время казалось, что классическая музыка — специфическая и что на неё никто ходить не будет. Ошиблась. Да, сначала у нас на виртуальные концерты филармонии пришло два человека, потом три, а сейчас приходит не меньше сорока! Для маленького города — это много. Понимаете, тут не важна реклама, тут важно сарафанное радио — а оно работает. Мы объединяемся в своеобразное сообщество, обсуждаем, делимся впечатлениями. Я вот до сих пор, например, концерт Шопена четырёхлетней давности не могу забыть.

А сегодняшний концерт — настоящее событие. Для многих — это реальный шанс увидеть концерт вживую. Я сама работающий человек, и вырваться в Екатеринбург, в филармонию, получается очень редко — всего два раза в год, а тут специально для нас приехали лучшие солисты. Я смотрю, сколько людей пришло на концерт, и радуюсь, что такая музыка вызывает интерес.

В фойе за час до начала концерта было тесно… Люди общались, обсуждали концертную программу, уточняли друг у друга, кто сегодня за дирижёрским пультом, кто солирует. Атмосфера удивительно домашняя, уютная. Многие зрители друг друга знают лично… Нас, журналистов «ОГ», сразу же познакомили со всеми постоянными слушателями и с лидерами филармонических собраний из разных муниципалитетов. С заместителем директора Свердловской филармонии по медиа­вещанию Ярославом Сартаковым мы встретились до начала концерта за сценой, где как раз в эти минуты разыгрывался оркестр. И он тоже в первую очередь отметил атмосферу, которая царила в качканарском ДК.

— Для людей это совершенно особый день — большой праздник, подготовка к которому начинается заранее, — подчеркнул он. — Это в Екатеринбурге мы уже порой воспринимаем концерт как нечто рядовое — можно быстро прибежать в зал после работы, за пять минут до начала. А здесь — нет, здесь люди действительно приходят заранее, общаются, обсуждают, готовятся. В Качканар при­ехали сегодня жители Верхотурья, Салды, Кушвы, Новой Ляли, Карпинска, Красно­турьинска… Большинство — постоянные слушатели, члены наших филармонических собраний. Два раза в месяц они слушают наши виртуальные концерты, а сегодня услышат живую музыку.

— В чём, на ваш взгляд, уникальность «Филармонии 2.0»? Почему это так важно?

— Проект, который связывает населённые пункты региона, создаёт единое концертное пространство — это остро необходимо сегодня. У нас у всех должно быть то, что нас объединяет — и, по-моему, культура — самый сильный объединяющий фактор. Задача очень простая — сделать так, чтобы культура была сконцентрирована не только в Екатеринбурге, чтобы у каждого жителя области была возможность сходить на концерт. Это концертная практика совершенно другого уровня. Фактически — разновидность культурного туризма. Благодаря этим регулярным концертам мы создаём у людей привычку бывать на концертах классической музыки, привычку к постоянным встречам… Мне кажется, у нас получается сделать музыку ближе к людям. И в географическом, и в материальном плане.

— Мы сейчас с вами разговариваем за сценой, и хорошо слышно, как разыгрываются музыканты, настраивают инструменты. Как они это событие воспринимают?

— Для них этот концерт не отличается от концерта в Екатеринбурге или, скажем, во Франции. Они работают абсолютно с той же самоотдачей, в полную силу, с душой. Это и есть показатель профессионализма. Нет важных и неважных концертов. И выступление в Качканаре в одном ряду с концертами на лучших сценах мира, уровень исполнения такой же, как если бы играли самой взыскательной публике на самом значимом концерте.

Комментарий

Александр Колотурский, директор Свердловской филармонии:

— Идея «Виртуальных залов» — не моя. Если помните, десять лет назад были у нас четыре приоритетных национальных проекта, а тогдашний губернатор Свердловской области Эдуард Эргартович Россель добавил ещё один региональный проект — по культуре и спорту. Поскольку сначала никто не понимал, что это такое, то вписали в план свои текущие вопросы. Однако первый заместитель председателя областного правительства Галина Алексеевна Ковалёва, которая курировала все эти проекты, первоначальный план завернула, со словами, что должны быть какие-то прорывные направления, а не «отремонтировать то и купить это». «У нас хорошая филармония, хороший оркестр, но очень большие расстояния, не все могут приехать в Екатеринбург, — сказала тогда Галина Алексеевна.

— Сделайте виртуальный концертный зал».

Мы придумали то, чего нигде нет в мире. Да, конечно, в любом нормальном концертном зале есть возможность передавать сигнал в Интернет. Но мы пошли дальше. Ещё с 1992 года начали создавать систему концертного зала, затем его филиалы в области. Начали с трёх, сейчас у нас их семь — Асбест, Каменск-Уральский, Ирбит, Алапаевск, Ревда, Заречный и Верхняя Пышма. Но что такое семь филиалов для Свердловской области? И вот как раз при помощи виртуальных залов мы решили создать третий ряд этой системы. Куда мы не можем доехать сами, туда деятельность концертного зала должна дойти при помощи современных компьютерных технологий. Наша идея была — работать через Интернет на организованных слушателей. Мы как бы «раздвигаем» стены нашего большого зала. Мы создали на местах своеобразный музыкальный актив и через него расширяем свою аудиторию на местах. Концертный зал — это миссия: соединить творца и слушателя. Нужен сигнал самого высшего качества: большой экран, звук, как будто ты находишься в зале. Вторая задача — объединить людей.

На местах работают волонтёры-добровольцы, своеобразный музыкальный актив, который привлекает аудиторию в «Виртуальный концертный зал». Мы создали в области уже 33 филармонических собрания. Фактически они занимаются реализацией государственной культурной политики — созданием равного доступа к культуре и культурным учреждениям для жителей всех регионов РФ. Филармонические собрания работают по принципу филармонии: планируют сезон, выбирают концерты, которые будут смотреть. И классическая музыка становится доступной максимальному количеству жителей области.

www.oblgazeta.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору