Гендиректор Капеллы Ольга Хомова: премия правительства РФ — это коллективная награда

Добавлено 20 апреля 2016

Капелла Санкт-Петербурга

Недавно в Москве были вручены премии правительства РФ в области культуры за 2015 г. В числе награжденных — Ольга Хомова, генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Эта награда — результат многолетней напряженной работы коллектива Капеллы. Именно здесь родились проекты, про которые смело можно сказать «впервые в России». Сама Ольга Сергеевна — обаятельный, креативный и харизматичный руководитель, благодаря усилиям которого Капелла обрела второе дыхание.«Петербургский дневник»: Ольга Сергеевна, поздравляю вас с премией.

Ольга Хомова: Это коллективная награда. Премии были удостоены худрук и главный дирижер Капеллы Владислав Чернушенко, худрук и главный дирижер симфонического оркестра Александр Чернушенко, замгендиректора по концертной работе и развитию Федор Романов. Эта награда — признание успеха всего коллектива Капеллы, который постоянно чувствует деятельную поддержку Комитета по культуре.

Церемония награждения проходила в Белом доме, награду вручала вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец. Для нас, руководителей концертной организации, в составе которой — старейший профессиональный хор России, это было вдвойне приятно. Именно Ольга Юрьевна недавно взяла под патронат Всероссийское хоровое общест­во. В своем ответном слове я поблагодарила ее за то, что она способствует подъему и возрождению певческого искусства в России.

Отдельная благодарность, уже как от члена президиума Союза концертных организаций России, куда входит 86 филармоний, министру культуры России Владимиру Мединскому за поддержку концепции филармонической деятельности, которую в этом году утвердило правительство РФ. Удивительно, что за всю историю советской и постсоветской культуры концепции филармонической музыки просто не было. А ведь деятельность филармоний нуждается в поддержке, так как основная ее задача — просвещение, воспитание, духовное развитие всех россиян.

Не могу не сказать и о чувстве гордости за наших коллег-петербуржцев. В этом году премии также были удостоены Валерий. Гергиев, Ульяна Лопаткина, Сергей Шуб, Светлана Лаврецова, Олег Погудин. Испытываешь гордость за такое масштабное представительство среди награжденных деятелей культуры нашего города.

«Петербургский дневник»: Награду получил и проект «Музыка и слово».

Ольга Хомова: Творческий культурно-просветительский проект действительно уникален. «Музыка и слово» — это ряд концертов-спектаклей, литературно-музыкальных композиций с участием симфонического оркестра, большого академического хора, солис­тов-вокалистов, драматичес­ких актеров, режиссеров, деятелей культуры с использованием видеоинсталляций, фрагментов из кинофильмов, произведений изобразительного искусства, фотографий, исторических материалов. К каждому концерту создавались специальные сценарии. Так, «Реквием» Моцарта был представлен в переплетении с текстом «Маленьких трагедий» Пушкина и световой партитурой.

Мы первыми сделали проект «Диджей с симфоническим оркестром», в котором оркестр Ильи Иоффа играл вместе со знаменитым диджеем Винсентом Вегой. И проект, где Борис Гребенщиков исполнял с нашим симфоническим оркест­ром вокально-симфоническую программу — плод совместного творческого труда Александра Чернушенко, Федора Романова и Бориса Гребенщикова.

Не могу не вспомнить программу, в которой лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров и блестящий мультиинструменталист Владимир Волков исполняли композиции на тексты поэтов-обэриутов, или их же совместную работу с уникальным фольк­лористом Сергеем Старостиным «Душеполезные песни на каждый день», или абонемент для старшеклассников «Сыграем?» с Александром Друзем, где магистр игры «Что? Где? Когда?» рассказывает о музыке и задает слушателям интересные вопросы.

Владислав Чернушенко часто вспоминает слова великого композитора Георгия Свиридова, с которым он был дружен: «Художник призван служить по мере своих сил раскрытию истины мира. В синтезе музыки и слова может быть заключена эта истина».

«Петербургский дневник»: Можно ли ждать продолжения литературной линии?

Ольга Хомова: Безусловно, мы будем расширять палитру концертов-спектаклей. Сейчас совместно с Александром Чепуровым, ректором СПб государственной академии театрального искусства, сценаристом и режиссером готовится ряд новых проектов. В будущем сезоне выходит цикл «Вечные сюжеты в веках» совместно с молодежным симфоничес­ким оркестром им. А. Паулавичюса, ректором СПб консерватории Алексеем Васильевым, блестящим петербургским актером и сценаристом Андреем Емельяновым.

Поскольку Год литературы плавно перетек в Год кино, мы придумали абонемент «Мульт-концерт». Это музыкальные спектакли-встречи с авторами и артистами, с показами мультфильмов и видеопроекциями.

В Капелле прошел концерт по песням из мультсериала «Смешарики» и концерт «Легкая страна Летающих зверей». В финале на сцене появился летающий слон, дети вместе с авторами музыки Мариной Ланда и Сергеем Васильевым, артистами, озвучившими роли в мультфильме, и детским ансамблем «Радуга» спели любимые песни.

«Петербургский дневник»: Когда начинать приобщать детей к классической музыке?

Ольга Хомова: В знаменитой клинике акушерства и гинекологии имени Д. О. Отта был орган. И еще 130 лет назад ученые установили положительное влияние классической музыки и неблаготворное влияние резкой и громкой музыки на плод. А сегодня это изучено и доказано медициной. Как член комиссии по помилованию при губернаторе СПб, могу также сказать (статистика это подтверждает), что среди совершивших тяжкие преступления очень мало тех, кто окончил музыкальную школу. И наоборот: среди окончивших ее крайне редко встречаются особо опасные преступники. То есть заложенное в детстве музыкальное или художественное образование развивает личность и направляет ее к духовности.

«Петербургский дневник»: У вас есть программы для малышей 3‑7 лет.

Ольга Хомова: Скажу больше. У нас есть концерты для женщин, которые ждут ребенка. Есть цикл концертов «Музыкальные пинетки», подготовленный совместно с педагогами школы Монтессори. На эти концерты молодые мамы приходят с грудными детьми. И мы надеемся, что потом они приведут к нам уже своих ­научившихся ходить 2‑3‑летних малышей. А лет с шести перейдут в Большой зал, где у нас несколько разных абонементов для ребят.

Еще одно ноу-хау Капеллы — «Международный оркестровый институт» (идея Александра Чернушенко). Это мастер-классы, которые проводят приезжающие на гастроли талантливые музыканты. Так вокруг нашего учреждения возникает некое музыкальное сообщество молодежи, желающей себя показать, чему‑то научиться, усовершенствовать свое мастерство. Мы стараемся брать инициативу в свои руки и сами воспитывать будущего слушателя. И надеемся (наш опыт это подтверждает), что ребенок, впервые соприкоснувшийся с классической музыкой в таком возрасте, когда его не успели запугать, что классика — это скучно, обязательно придет к нам в будущем.

«Петербургский дневник»: На это работает и ваш новый проект «Лето в Капелле»?

Ольга Хомова: Он рассчитан на младших школьников и представляет собой альтернативу летним лагерям дневного пребывания. В течение недели ребята проводят дни в Капелле, под руководством вожатых и педагогов знакомятся с искусством и культурой Петербурга. Мы помогаем им освоить азы музыкальной грамоты, организуем квесты, игры, творческие задания.

«Петербургский дневник»: Капеллу можно считать зачинателем массового хорового движения, достаточно вспомнить хор на Исаакиевской пл.

Ольга Хомова: Да, выступление огромного хора, объединившего детей, любителей и профессионалов под управлением Владислава Чернушенко, с участием симфонического оркестра Капеллы внесено в Книгу рекордов России и СНГ. Мы очень горды, что именно нам была доверена подготовка творческой части масштабного проекта «Мира восторг беспредельный», который к Дню города осуществил Комитет по культуре. В хоре — вживую! — пели более 4 тыс. человек. В этом году будет единый проект по России: в День славянской письменности и культуры вся страна выйдет на площади петь, и Петербург тоже.

«Петербургский дневник»: Капелла очень преобразилась и с успехом принимает и зрителей, и международные форумы.

Ольга Хомова: Предполагаю, если зрители пришли с семьей к нам, то должны получить возможность прикоснуться к разным аспектам культуры: музыка, драма, изобразительное искусство, балет и т. д. Это как в бизнесе, когда клиенту необходимо предоставить максимум выбора. Поэтому мы решили создать на базе Капеллы современный мультикультурный комплекс, написали концепцию, защитили ее на коллегии Комитета по культуре и реализуем. Сейчас у нас особая входная зона, где учтены особеннос­ти людей с ограниченными возможностями. Свободная зона Wi-Fi, где зрители могут воспользоваться Интернетом, потом посмотреть в нашей картинной галерее выставку. Для мультимедийного сопровождения концертов мы используем экраны, которые корректно вписываются в исторический интерьер. Так, в новом проекте «Музыка на песке» мы показывали на экране работу органиста и одновременно зрители могли видеть, как рождались песчаные картины.

«Петербургский дневник»: Это подтверждает мнение, что капелла умеет удивлять.

Ольга Хомова: Мы считаем, что в Капелле должны быть представлены все виды искусства. Главное — привлечь людей в первый раз, а дальше мы постараемся сделать их своими друзьями и поклонниками. Так, например, родился проект «Музыка и кулинария». Начали мы с «Кофейной кантаты» Баха, где звучала музыка, рассказывались увлекательные истории про кофе, про создание кофейного аппарата. А потом мы рассказали о Китае, Индии, Франции… Конечно, на такие концерты приходит совсем другая публика, но она в большинстве своем остается с нами.

«Петербургский дневник»: И, наверное, лучшее тому доказательство — ярмарка абонементов.

Ольга Хомова: Да, мы открыли дополнительные кассы, дарили скидку 30 % на абонементы и другие бонусы, а также дали возможность сформировать собственный абонемент.

«Петербургский дневник»: О чем вы мечтаете?

Ольга Хомова: Как‑то, глядя на фотографию шествия на Дворцовой пл., похожего на очередь в Капеллу, мы пошутили: «Мечта нашего концертного отдела». И, кажется, она начинает сбываться. Конечно, мы мечтаем о том, чтобы у нас было много посетителей, больше хороших концертов.

Быть сопричастным к такому необыкновенному благородному делу, когда душа человека становится лучше и чище, — что может быть лучше?

Текст: Марина Алексеева
Фото: Д. Мухин
www.spbdnevnik.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору