ГОРДОСТЬ БРИТАНИИ: музыка из Англии XX века

Добавлено 23 апреля 2016

Дмитрий Руссу (дирижер), Ульяновская филармония

9 апреля в Большом зале Ленинского мемориала Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением лауреата всероссийского конкурса Дмитрия Руссу представил программу, посвященную великим британским композиторам XX века.

В программе концерта Эдвард Элгар предстал в оркестровых вариациях «Энигма» («Загадка»), Бенджамин Бриттен — «Четырьмя морскими интерлюдиями» из оперы «Питер Граймс». Также прозвучит Концерт для тубы с оркестром Ральфа Воан-Уильямса, солировал лауреат всероссийских конкурсов Сергей Миронов.

Концерт начался с произведения Ральфа Воан-Уильямса, который написал свой концерт для тубиста Лондонского симфонического оркестра Филиппа Кейтелинета по случаю пятидесятилетнего юбилея оркестра. Им он и был впервые исполнен в Лондоне под управлением Джона Барбиролли 13 июня 1954 года. Этим же составом исполнителей в том же году была осуществлена первая запись этого произведения.

Первый акт концерта завершился произведением Эдварда Бриттена. Британский композитор, возродивший отечественную музыку, в которой не было крупных явлений в течении почти двухсот лет. В его творчестве представлены, практически, все музыкальные жанры от оперы до фортепианной миниатюры, но основное место занимают музыкально-театральные произведения, и в числе его лучших произведений — опера «Питер Граймс»., впервые поставленная в 1945 году, которая принесла Бенджамину Бриттену мировой успех и была названа критиками одной из лучших опер XX века. Опера основана на поэме Джорджа Крабба «Городок», написанной английским поэтом в начале XIX века.

Второй акт начался с произведения Ральфа Воан-Уильямса, который считается самым английским из британских композиторов. Он отвергал иностранные влияния, насыщая свою музыку настроением и ритмами национального фольклора и творчества английских композиторов XVI века.
Вариации для оркестра на собственную тему (вариации «Энигма») были завершены Эдуардом Элгаром в 1899 году и превратились в его «визитную карточку»

Романтическая и утонченная первая вариация, непосредственно продолжающая тему, посвящена жене. В вариации № 6 тема поручена альтам (Исабель Фиттон обучалась у Элгара игре на этом инструменте). Однажды герой вариации № 7 архитектор Артур Тройт Гриффит и автор были застигнуты грозой и укрылись в доме Уинифред Норбери (см. вариацию № 8). Особняком выделяется вариация № 9 «Нимрод» (А.Дж. Джаггер), изумительное по красоте и оркестровой выразительности Адажио — шедевр Элгара.

Концерт завершился овациями слушаетелей, которые не хотели отпускать симфонический оркестр и дирижера Дмитрия Руссу.

«Английская музыка, в отличие, например, от итальянской, немецкой или французской, менее популярна в России; из наиболее часто упоминаемых имён английских композиторов мы слышим имя гениального Генри Пёрселла, классика английского Возрождения. Это не случайно: ведь позже, то есть на протяжении XVIII и XIX веков, Англия не дала таких композиторов, как другие европейские страны, не говоря уже о расцвете русской классической музыки в этот период. В ХХ веке произошёл повторный ренессанс английской музыки, связанный как раз с именами авторов, представленных в нашей программе» — прокомментировал Дмитрий Руссу.

Александр Мурсеев

www.ulyanovskmenu.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору