Предстоящие мероприятия



Москва
27 октября 2017








Москва
11 ноября 2017


Москва
12 ноября 2017

Москва
13 ноября 2017

Москва
16 ноября 2017

Москва
21 ноября 2017

Читайте на эту же тему







Госоркестр имени Евгения Светланова открыл сезон в Москве

Добавлено 24 сентября 2015

Большой зал Московской консерватории

Игру Патриции Копачинской женской не назовешь. Фото Веры Журавлевой предоставлено пресс-службой оркестра
Главный дирижер и художественный руководитель ГАСО им. Светланова умеет традиции и чтить, и заводить. С его приходом оркестр каждый год играет в Клину — на церемонии посвящения в студенты Мерзляковского училища (это тоже традиция, и сам Юровский в юные годы был ее участником). Традицию ежегодных концертов памяти Светланова маэстро поддержал: каждый год в сентябре госоркестр посвящает концерт Евгению Федоровичу.

В будущем году госоркестру исполнится 80, формально это событие будущего сезона, декабрь 2016-го. Но уже этот сезон госоркестр посвящает своему юбилею. Так, Владимир Юровский на концерте в Большом зале консерватории объявил, что к 80-летию коллектива госоркестр исполнит 80 российских премьер. (Тут организаторы концертов должны содрогнуться, ибо если это не забытые сочинения Средневековья, то каждая новая премьера требует авторских отчислений. А слушатели — обрадоваться, что они, собственно, и сделали.) Таким образом, главный дирижер ГАСО продолжает линию легендарного Светланова, который кроме генерального курса на русскую музыку позволял себе исполнять партитуры современных (в том числе и западных) композиторов.

Право стать первым из 80 выпало Владимиру Тарнопольскому и его сочинению для симфонического оркестра «Дыхание исчерпанного времени», написанного в 1994 году по заказу Мюнхенской биеннале. В России чаще звучит камерная музыка композитора: Владимир Тарнопольский — художественный руководитель ансамбля «Студия новой музыки», его камерная музыка так или иначе в России звучит (но, надо сказать, не чаще, чем музыка других авторов — преимуществом худрука Владимир Григорьевич не пользуется), но вот опусы для симфонического оркестра, как и большие оперные полотна, куда реже. Образ пьесы очень емко описал сам композитор — как звучащую метафору «Соляриса» Тарковского. Развивая сферу музыкального времени, в данном случае — как медленно развертывающееся, Тарнопольский действительно рисует образ бесконечности, которую невозможно осознать: от тишайшего пианиссимо, возникающего ниоткуда, без единой цезуры, ткется полотно на 20 минут. Можно было бы сравнить эту пьесу и с другой планетой — Меланхолией, но только с поправкой на то, что угрозы она не представляет, а приближается к слушателю, потрясая своей красотой, и растворяется.

В программе, посвященной Светланову, вполне уместно смотрелась первая симфония Рахманинова, исполненная оркестром с тем, «старым», светлановским качеством — дирижер попытался сгладить несовершенство формы и почувствовать будущего блестящего симфониста. Услышь Рахманинов эту интерпретацию, может, и не уничтожил бы партитуру и депрессия обошла бы стороной. Хотя, как говорится, история сослагательного наклонения не знает. Не провались симфония — подарил бы Рахманинов миру Второй фортепианный концерт?

Второй скрипичный концерт Бартока оркестр исполнил вместе с Патрицией Копачинской — скрипачкой безумно обаятельной. Босая, в красном платье, фасон которого нельзя не отметить (словно на примерке у портнихи — с крупными стежками и рукавами, оставшимися не пришитыми), артистичная, виртуозная, с особым отношением к музыке — и с музыкой. За ней интересно наблюдать: на одном квадратном метре, что занимает солист, она устраивает представления, то отворачиваясь от дирижера и обращаясь к музыкантам оркестра, корреспондируя с важным в этот момент партитуры инструментом, то, напротив, почти выходит «в зал», но не ради театральности, не ради эффекта. Хотелось бы услышать в исполнении этой скрипачки новую музыку, тем более что композиторы пишут специально для нее. Быть может, в одной из оставшихся 79 премьер?

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры «Независимой газеты»

www.ng.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору