Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга поздравила ульяновскую филармонию с 75-летием на 57-м Международном музыкальном фестивале «Мир, Эпоха, Имена…»

Добавлено 09 апреля 2019 kulaginamin

Капелла Санкт-Петербурга, Международный музыкальный фестиваль «Мир, эпоха, имена…»

Прославленный хоровой коллектив завершил музыкальный фестиваль грандиозным концертом с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» под управлением художественного руководителя Капеллы, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии Р Ф Владислава Чернушенко.

В программе прозвучали произведения советского, российского композитора, народного артиста СССР Георгия Свиридова: кантата «Курские песни» и «Поэма памяти Сергея Есенина» для солистов, хора и оркестра, а также Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». В программе приняли участие солисты Капеллы заслуженная артистка России Дарья Лейбова (меццо-сопрано) и Олег Трофимов (тенор).

По мнению Владислава Александровича, музыка Свиридова даже неподготовленными слушателями воспринимается как знакомая, родная, — настолько она близка к русскому сознанию и душевному ощущению. «Я полагаю, что не только для меня, а для любого человека музыка Свиридова — это голос России, это сердце России, и ее особая душа, потому что в ней наряду с драматическими интонациями, с чувством печали, с картинами нашей природы, — везде присутствует глубокая вера в русского человека, в будущее нашего народа. Свиридов живет во мне, поскольку я имел необыкновенную честь и радость многие годы близко-близко общаться с ним», — прокомментировал Владислав Чернушенко.

Первое отделение концерта открыла кантата «Курские песни», созданная композитором на подлинные тексты народных песен Курской губернии — малой Родины композитора. Своеобразие говора курян, яркий мелодизм кантаты мастерски были переданы солисткой Дарьей Лейбовой, Капеллой и поддержаны красочным звучанием Ульяновского симфонического оркестра.

Также в первом отделении прозвучали Музыкальные иллюстрации к пушкинской повести «Метель», вновь обратив фестиваль к памятной дате — 220-летию со дня рождения великого поэта. Картины русской провинциальной жизни XIX века, представленные Ульяновским симфоническим оркестром под чутким управлением Владислава Чернушенко, были приняты публикой с большой благодарностью и неумолкающими овациями, в том числе, и в адрес солирующих музыкантов из оркестра.

Во втором отделении вечера впервые в Ульяновске прозвучала «Поэма памяти Сергея Есенина». Масштабное 10-частное музыкальное полотно представило перед слушателями картины жизни родной страны до и после глобального переворота Октябрьской революции, предстающие в стихах Есенина. Исполнение Поэмы стало кульминационной точкой всего фестиваля, собрав в единой музыкальной общности всех присутствующих в зале. Оркестр и хор чутко реагировали на мельчайшие изменения характера музыкальной драматургии, представив слушателям сменяющие друг друга картины бескрайних русских полей и дореволюционной деревни, ночные зарисовки в «Ночи под Ивана Купала», драматический перелом части «1919», необыкновенный подъем и соборность финала кантаты «Небо — как колокол».

Важнейшую для драматургии Поэмы партию солирующего тенора с большой самоотдачей провел Олег Трофимов — обладатель удивительного для тенорового диапазона объема и силы звучания. Скорбный монолог солиста в предпоследней части Поэмы «Я — последний поэт деревни» стал одним из центральных по силе воздействия моментов всей программы.

Владислав Чернушенко поздравил ульяновскую филармонию с предстоящим юбилеем и провел историческую параллель с памятными датами капеллы. 75-летие Ульяновской филармонии совпадает и с одной из капелльских дат: именно в 1944 году восстанавливалось хоровое училище при капелле и происходил новый набор певчих. «Очень важно, что в то время, государство думало о будущем, о том, что жизнь продолжается. Шла война, страна испытывала гигантские трудности, и, тем не менее, руководство страны прекрасно понимало, что вопрос культуры, в том числе и музыкальной, — один из важнейших для будущего народа и нашей страны. Хочется поздравить ульяновскую филармонию с этой замечательной датой, особенно, с высоты нашего капелльского юбилея, потому что капелла это такая „540-летняя тетка“, вся судьба которой связана с историей нашего отечества. И тем более, очень радостно, что впервые попав в Ульяновск, мы имеем возможность и счастье не просто поздравлять, а как бы отметить нашу близкую совместную дату с замечательными музыкантами, которые с таким добрым и внимательным отношением приготовили программу для концерта. Я от лица капеллы могу пожелать филармонии и всему нашему музыкальному искусству долголетия. Пусть Господь хранит этот святой дом. Филармония — это очаг культуры, который своим теплом и своей духовной силой позволяет людям жить, принося в сердца покой, радость и надежду на то, что жизнь всего отечества и всего нашего народа, все-таки, будет достойна имени России, достойна того народа, который перенес громадные жертвы и заслуживает того, чтобы жизнь его была правильной и устремленной к добру и свету», — сказал в поздравлении Владислав Чернушенко.

Выступление прошло при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Ульяновск стал первым городом в гастрольном графике Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга по городам России, организованным Министерством культуры РФ и Московской филармонией.

Как отметила директор Ленинского мемориала и художественный руководитель фестиваля Лидия Ларина, благодаря поддержке федерального центра регионы имеют возможность принимать на своей сцене именитых исполнителей и выдающиеся музыкальные коллективы. Концерт с участием знаменитой капеллы, ведущей свою историю и традиции с XV века, и Ульяновского симфонического оркестра стал яркой страницей в истории фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» — одного из старейших музыкальных фестивалей страны.

«В чем секрет популярности и долголетия фестиваля? Он очень прост: в обществе есть потребность в искусстве; а если нет искусства, значит, общество не развито экономически и политически. Жизнь и развитие общества строятся, прежде всего, на культурном наследии, на исторической памяти. Это и есть связующая нить поколений. Фестиваль подчеркивает, что язык музыки не знает границ и является международным. Мы рады такому яркому событию, тому, что на нашей земле выступают выдающиеся мастера вокального и инструментального жанра. Мероприятия 57-го Международного музыкального фестиваля „Мир, Эпоха, Имена…“ — концерты, выставки, мастер-классы, творческие встречи — в Ульяновске и Ульяновской области посетило около 21 000 человек. Мы счастливы, что стали регионом, который на сегодняшний день составляет весомую культурную часть нашей страны», — прокомментировала Лидия Ларина.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2019 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору