Исповедь музыканта

Добавлено 27 марта 2016

Международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова, Академический Симфонический Оркестр Нижегородской Филармонии, Нижегородская филармония

Фото из книги Израиля Гусмана «Сквозь пять линеек».
Израиль Борисович Гусман — имя, без которого невозможно представить историю нижегородской музыки. Его творчество связало страны и поколения. До сих пор его, друга и учителя, чтят и вспоминают самыми тёплыми и искренними словами тысячи людей по всему миру.

Век за год

Часть из этих воспоминаний вошла в книгу мемуаров мастера «Сквозь пять линеек», посвящённую 100-летию со дня его рождения и ставшую практически энциклопедией музыкальной жизни нашего города. И кто знает, смогли бы эти уникальные записи увидеть свет, если бы не колоссальный труд Якова Гройсмана и его коллег, собравших воедино тысячи документов, вошедших в книгу, увидевшую недавно свет при содействии правительства Нижегородской области.

— Два года назад также благодаря поддержке регионального правительства мы издали книгу, посвящённую нашей филармонии — альбом «Музыка над Волгой», — вспоминает Яков Иосифович. — Тогда-то впервые и обратились к семейному архиву Израиля Борисовича, который 30 лет был дирижёром филармонии. Оказалось, что последние годы жизни он писал мемуары, часть которых мы использовали в сборнике, но… Мне показалось, что его недописанная книга стоит того, чтобы её дописать.

— Сколько же времени ушло на то, чтобы собрать всё воедино?

— Около года. У Гусмана был план книги, какие-то главы, уже написанные почти целиком: про детство, отца — ответственного секретаря «Нижегородского рабочего», про переезд семьи в Москву, про знакомство с Шостаковичем. Очень сложно было восполнить то, что он не успел дописать. Но, узнав о нашей работе, те, кто был близко знаком с Гусманом, стремились помочь. И теперь, прочитав книгу, говорят, что всё у нас получилось.

У меня такое ощущение, что дух Гусмана незримо присутствует на каждом концерте нашего филармонического оркестра.
Яков Гройсман.

Эпоха в лицах

— На сколько процентов вы можете дать гарантию, что все факты и даты в книге точны?

— На 100! Книгу предваряет предисловие Владимира Спивакова, основная часть иллюстраций — фотографии из семейного архива Гусмана. Он был человеком очень скрупулёзным, все снимки у него подписаны, это очень облегчило работу с его архивом. Те главы, что были недописаны, дополняли его интервью и статьями. Много вырезок нашли в его архивах, часть подняли в Ленинской библиотеке. Кроме того, в подготовке книги принимали участие директор Нижегородской филармонии Ольга Томина и главный дирижёр Александр Скульский, прекрасно знавшие Гусмана. Они рассказали много интересного.

— Как удалось, собрав огромное количество фактов, преподнести их так легко и ненавязчиво?

— Авторский текст Гусмана перемежается с интервью и воспоминаниями о нём других людей. Сотни фотографий в книге сами — история. Мы разместили даже не очень качественные, ведь на них — величайшие люди эпохи. Всё это позволило показать общероссийский срез культуры. Ведь Гусман — фигура не просто регионального значения. Он многое сделал для музыкальной культуры страны. Даже когда Горький был закрытым городом, он очень много положил сил для проведения здесь фестивалей современной музыки. К нам начали ездить лучшие музыканты, композиторы СССР и зарубежные исполнители, город практически стал центром современной музыки. Потом родилась идея Сахаровских фестивалей, и это лишь часть проектов, которые не родились бы без участия Гусмана.

Из-под пера — на премию

— Где можно почитать вашу книгу?

— Львиная доля экземпляров передана в областную библиотеку — вскоре их получат библиотеки города и области. Ещё часть тиража стала наградным фондом, часть закупила филармония. И, конечно, издание есть в книжных магазинах.

— Говорят, книга претендует на одну из федеральных литературных премий?

— Мы выдвинули её на Всероссийский конкурс региональной и краеведческой литературы «Малая Родина». В прошлом году мы получили диплом за альбом о старообрядцах «Грани раскола». Надеемся, что книга «Сквозь пять линек» станет достойным претендентом на эту престижную награду страны.

В книге собраны сотни уникальных фотографий, запечатлевшие музыкальную эпоху советской страны. Есть среди них и те, что когда-то были впервые опубликованы в газете «Нижегородская правда».

Ольга Севрюгина

www.pravda-nn.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору