Иван Почекин: Псков заряжает своей особой энергетикой

Добавлено 25 августа 2015

Псковская филармония, БКЗ Псковской филармонии, Иван Почекин (скрипка)

Совсем скоро, 10 сентября, в Псковской областной филармонии откроется 72-й филармонический сезон. В концерте, приуроченном к 150-летию со дня рождения Яна Сибелиуса, будет солировать известный российский скрипач Иван Почекин. О том, какие сюрпризы ждут зрителей филармонии на открытии сезона, Псковской Ленте Новостей рассказал сам музыкант.

— Иван, вы не первый раз приезжаете в наш город. Не расскажите, как это было?

— Да, я был в Пскове на фестивале Дениса Мацуева Сrescendo. Это было несколько сезонов назад. В том фестивале участвовал Государственный оркестр России имени Е. Ф. Светланова. У меня остались очень приятные впечатления и от концерта, и от города.

— Чем Псков вам запомнился?

— Очень чувствуется история города, его энергетика. Музыка звучит не на пустом месте, на такой почве она абсолютно по-другому играется и воспринимается. Безусловно, с Госоркестром, с которым нас связывает практически десятилетнее творческое сотрудничество, всегда приятно выступать. И сам фестиваль Сrescendo запомнился. Это был гала-концерт, было много ярких исполнителей. Аура, энергетика была очень сильная…

— На этот раз вы открываете у нас 72-й филармонический сезон. Насколько это ответственно для вас?

— Очень часто приходится открывать или закрывать сезоны в российских филармониях. Это не просто концерт, это некое ощущение праздника, потому что это не рядовой концерт, внимание к нему со стороны общественности повышенное, безусловно. Ответственность, если проанализировать, есть, но она не подавляет, а наоборот дает новые мысли, новые силы. Это такая хорошая ответственность, которой чем больше, тем лучше.

— Расскажите о программе концерта. Что ждет псковичей?

— Я буду исполнять скрипичный концерт Сибелиуса. Это один из моих любимых концертов, он очень необычный. Аналогов этому концерту нет, он стоит особняком по стилю, по тому, как это написано инструментально. Я этот концерт играю очень давно, но каждый раз смотрю на него разным взглядом, другими глазами. Сейчас я как раз занимаюсь этим концертом, работаю с партитурой, с первоисточником, потому что, смотря на музыку даже новым взглядом, нельзя сильно удалятся от первоисточника, композиторской идеи. Наоборот, нужно глубже в нее проникать. Концерт будет приурочен к юбилейной дате композитора.

— Вы будет выступать с Псковским симфоническим оркестром?

— Да, впервые.

— И с музыкантами не знакомы?

— Нет.

— Это накладывает какую-то дополнительную ответственность по подготовке к концерту? Настраиваться как-то по-особому придется?

— В моей жизни все время новые сцены, новые партнеры на сцене, музыканты. Это нормально, потому что есть одно общее поле — это музыка, которая объединяет и очень сближает. И то, что кажется на первой репетиции новым, после уже кажется привычным, своим. Это ведь такая профессия, когда приезжаешь в новое место, привозишь музыку, музыканты эту музыку готовят на месте, поэтому мы встречаемся на схожей, обоюдной ноте. Новые знакомство, новый оркестр — это совсем не проблема.

— Насколько я знаю, вам доводилось играть на разных скрипках. Какой инструмент везете в Псков?

— Это будет очень хороший инструмент. В этом есть безусловная интрига. Что же касается разных инструментов, действительно, я на многих играл, учитывая, что мой отец Юрий Почекин — скрипичный мастер, я играл и на его инструментах. Мне довелось играть и на инструменте, на котором играл сам Паганини. Конечно, все инструменты оставляют после себя разные впечатления, по-разному заряжают. Также я играю на альте, это моя вторая страсть.

— Псковичи услышат скрипку со своей историей?

— Да, это скрипка итальянского мастера XVIII века. Неслучайно я принял решение этот сезон играть на ней, потому что она, на мой взгляд, мне очень подходит. Я чувствую в ней очень неформальную отдачу.

— Вы вспоминали фестиваль Сrescendo… На ваш взгляд, в России достаточно подобных проектов, которые помогают молодым, начинающим музыкантам раскрыться?

— Музыканты, которые играют в фестивале Сrescendo, — это не совсем начинающие исполнители. Это, как говорит Денис Мацуев, команда молодых музыкантов, уже высоко профессиональных, уже прошедших все возможные отборы, конкурсы, уже стоящих на сцене. Сrescendo делает из них команду и представляет их в разных городах. Что же касается концерта в Пскове, который состоится 10 сентября, он пройдет в рамках проекта «Звезды XXI века». Проект осуществляется Московской филармонией и Санкт-Петербургским Домом музыки при поддержке Министерства культуры. Исполнители в этом проекте получают не просто возможность представления себя на разных площадках. Это уже целый процесс. Процесс постоянный, в разных городах, в разных ансамблях. На год планируются разные программы. Проект «Звезды XXI века», безусловно, дает возможность как-то свой творческий рост прогнозировать, а от этого легче работать. Это большая поддержка, потому что музыкант должен заниматься музыкой, и такой проект позволяет ему это делать.

— Кто для вас главный критик?

— Для меня, безусловно, как и для других музыкантов, главный критик — это публика. Но публика бывает разной — то, что нравится одной публике, другая может воспринять спокойно, сдержанно и даже холодно. Поэтому, безусловно, нужно анализировать публику. Не обязательно потакать ей, а нужно просто уважать вкусы публики, стараться преподносить и то, что у музыканта во внутреннем мире, какие-то идеи, но делать это аккуратно, не навязывая, просто знакомить публику с чем-то новым. Потому что все равно решает она.

— Многие музыканты, которые выступают в Пскове, отмечают, что псковичи — достаточно благодарный зритель. Вам так не показалось?

— Безусловно, был очень хороший прием. Сейчас, приезжая второй раз после того успеха, эту планку завоевывать второй раз придется по-другому. Этот концерт совсем иной. Я играю очень большое, глобальное произведение — концерт Яна Сибелиуса. Нужно свою концепцию очень мощно и очень точно донести до публики.

— Может быть, есть какие-то пожелания к зрителям, которые позволили бы их настроить?

— Это, безусловно, жемчужина скрипичного репертуара, очень популярное произведение. Я думаю, в Пскове ни раз оно исполнялось, и, я уверен, публика готова к этой музыке. Я буду стараться не разочаровать.

Беседовала Светлана Аванесова

Отметим, Иван Почекин — российский скрипач, победитель III Московского международного конкурса имени Никколо Паганини.

Родился в 1987 году в семье музыкантов. Его отец — известный скрипичный мастер, мать — преподаватель игры на скрипке. Иван Почекин начал заниматься игрой на скрипке в возрасте пяти лет (педагог Г. С. Турчанинова), а в семь лет впервые выступил с симфоническим оркестром.

В 1994 году Иван поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории, где с 1996 года учился в классе профессора М. С. Глезаровой. Своими ранними успехами скрипач также во многом обязан матери, которая занималась с ним на протяжении 10 лет. С 2001 по 2004 год скрипач учился в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, по окончании которого поступил в Высшую школу музыки в Кёльне (класс В. В. Третьякова). Иван Почекин также принимал участие в мастер-классах известных скрипичных педагогов — профессоров В. А. Варшавского, З. У. Шихмурзаевой, Н. Е. Школьниковой, Б. И. Кушнира.

В 2002 году состоялся дебют музыканта в Большом зале Московской консерватории, на сцене которого он исполнил Второй скрипичный концерт Прокофьева под управлением дирижера Анатолия Левина. С тех пор концерты скрипача с успехом проходят в России, Испании, Австрии, Германии, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Японии.

Иван Почекин был удостоен стипендий Фонда имени Ю. И. Янкелевича, Министерства Культуры Российской Федерации (2002) и Фонда Musik & Jugend (2006, Лихтенштейн). Музыкант также получил звание лауреата на Международном конкурсе имени Вацлава Гумла в Загребе (II премия, 2005).

Участвовал в различных международных фестивалях в России и за рубежом, выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Национальным филармоническим оркестром России, Московским государственным академическим симфоническим оркестром п/у Павла Когана, Уральским филармоническим оркестром, Государственным камерным оркестром России, оркестром Загребской филармонии, симфоническим оркестром Дубровника, Филармоническим оркестром Овьедо, Камерным оркестром Германии, с дирижерами М. Горенштейном, Ю. Симоновым, В. Спиваковым, Г. Ринкявичюсом, Ф. Хайдером, М. Тарбуком, Е. Бушковым, С. Скрипкой, Д. Лисом, И. Солженицыным и другими.

Музыкант постоянно выступает в залах Московской консерватории, Концертном зале им. П. И. Чайковского, неоднократно давал концерты в зале имени Ватрослава Лисинского в Загребе, «Бунко КайКан» в Токио, «Аудиториум» в Овьедо и других.

Иван Почекин активно гастролирует по городам России. Выступления музыканта проходят в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Ульяновске, Казани, Вологоде, Череповце, Ставрополе, Красноярске, Тамбове, Нижнем Новгороде, Самаре, Омске и многих других городах.

В концертном сезоне 2010–2011 музыкант принимал участие в проектах Московской филармонии «Звезды XXI века», «Золотой век скрипки» и «Романтические концерты», которые прошли в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных, гастролировал по городам России.

С сезона 2008–2009 Московская филармония является эксклюзивным представителем музыканта на территории России.
Иван Почекин играет на скрипке Дж. Баттиста Гваданини (1758), предоставленной Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов.

art.pln24.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору