Иван Рудин: “С огромной надеждой смотрю на юное поколение очень музыкальных, одаренных и абсолютно свободных детей”

Добавлено 16 декабря 2017

Владимирская филармония, Международный музыкальный фестиваль «ArsLonga»

По итогам «Золотых талантов». Интервью с арт-директором конкурса о творческой молодежи.

Фото из архива Ивана Рудина

18 регионов ЦФО, Белоруссия, Латвия, Чехия, Республики Татарстан; 70 претендентов, более 40 новых имен! В Курске и Железногорске с большим успехом прошел Международный конкурс исполнительского искусства Гран-при «Золотые таланты».

В этом году Артистическим директором конкурса стал известный российский пианист Иван Рудин. Он поделился своими впечатлениями от соревнования, и рассказал о том, каким он видит конкурс в будущем…

Иван, став Артистическим директором конкурса, вспоминаете своё участие в подобного рода мероприятиях?

— Конечно. Навсегда запомнилось волнительное ожидание объявления результатов. Конкурс сильно отличается от выступления на концерте, в котором всегда на первом месте творческое начало: ты делишься тем, что хочешь сказать…

Конкурс — «многофакторное» явление, и от тебя, может зависеть только соревновательная составляющая: твоя выдержка, сосредоточенность. Но есть ещё масса моментов, например, таких как сложность репертуара, и то, насколько удачно он сочетается с репертуаром твоих коллег… Большинство исполнителей, конечно же, принимают участие в конкурсах, это даёт огромный опыт. И, наверное, всё-таки конкурсы являются достаточно объективной возможностью показать уважаемым музыкантам, членам жюри свой талант, даже, если этот талант не стал победителем. Настоящее дарование нельзя не заметить!

Сейчас имеется большое количество конкурсов для детей. Что отличает Гран-при «Золотые таланты»?

— Широкий охват специальностей, которые будут меняться год от года. В названии конкурса есть слово «Гран-при». Это позволяет выбрать не только технически подготовленного юного исполнителя, но и отметить наиболее яркий, выдающийся талант, а также важный момент -артистическую составляющую личности этого музыканта, оценка которой и является поводом для вручения Гран-при.

В этом году изменены правила проведения конкурса…

— Это так. Значительным новшеством стал отборочный тур по видео. Для многих это было неожиданностью и вызвало массу опасений. Тем не менее, интерес к конкурсу был значительным. Участники прислали заявки из многих регионов: от Дальнего Востока — до самых западных областей России, из Украины, Белоруссии. По нашим лауреатам можно увидеть широчайшую географию: Уссурийск, Москва и Московская область, Тула, Тверь… Семье одного из участников из Иркутской области, было невероятно сложно, по их рассказам, добраться до нас (несколько пересадок, разные виды транспорта). В итоге они стремились на конкурс не зря, их сын Иван Попов победил в номинации «балалайка»…

В гала-концерте некоторые дети-лауреаты, впервые в жизни выступали с оркестром. А вы помните свой первый выход в качестве солиста?

— Ещё бы! Мне было, наверное, лет одиннадцать. Я выступал с оркестром моего отца; мы исполняли Концерт соль-минор И. С. Баха во Владимирской филармонии. Всё в этот вечер было запоминающимся; даже рубашку свою помню!.. На нашем конкурсе, действительно, несколько ребят впервые в жизни играли с оркестром, и при этом блестяще справились! Настоящие музыканты, конечно же, волнуются перед выходом на сцену, но во время выступления это совершенно не чувствуется, это и отличает человека увлечённого и талантливого.

Ваше поколение музыкантов было более мощным в детстве?

— Не сказал бы так. С огромной надеждой я смотрю сейчас на юное поколение очень музыкальных, творчески одаренных и абсолютно свободных детей, возраст которых от восьми до двенадцати лет… Все разговоры о том, что великое время талантливых людей безвозвратно ушло, неверно. Мне кажется, именно это юное поколение станет золотым…

Способствует ли теперешнее музыкальное образование воспитанию вундеркиндов?

— В этой сфере, я считаю, дела идут не совсем хорошо. Система музыкальных школ, созданная в советское время, слава Богу жива, хотя, иногда невозможно понять, что важнее для этой системы, — количественный показатель или качественный; прививают там, прежде всего, любовь к музыкальному искусству, или наоборот, отторгают детей от музыки на многие годы. Считаю, что полноценное взросление ребёнка не может состояться без участия искусства и гуманитарных наук. Поэтому, очень важно поддерживать такие институции, как музыкальная школа, в первую очередь, например, хорошим инструментарием, чтобы ребенок с детства понимал возможности инструмента!

Как меняется ваш взгляд на современное исполнительство?

— Многие из тех великих пианистов, которыми я восхищался в детстве, по-прежнему, мои кумиры. Но появляются другие имена, за которыми я слежу с огромным интересом, например, — Андраш Шифф. Такие имена, как Владимир Горовиц, Сергей Рахманинов, Артуро Бенедетти Микеланджели, Дину Липатти или Эмиль Гилельс — они по-прежнему не имеют «срока годности»! Настоящее искусство — вечно, могу это сказать, как руководитель Фестиваля с одноименным названием ArsLonga. Этим настоящее искусство и отличается от популярного, срок годности которого невероятно ограничен…

Вы как пианист, наверное, добавите на конкурс «Золотые таланты» специальность «фортепиано»?

— Возможно уже на следующий конкурс мы планируем добавить номинации «фортепиано» и «вокал»…

Приятно открывать новые таланты?

— Мы живём сейчас в бешеном ритме… Ребята, например, из Азиатских стран настолько целеустремленно занимаются музыкой, что 18 годам становятся настоящими конкурсными зубрами! И нам следует максимально готовить детей ко взрослым творческим соревнованиям.

Для меня, как Артистического директора, было важным отметить на «Золотых талантах» объективное и честное судейство. Мы довольно сложно отбирали участников, т.к. уровень заявок был очень сильным. Думаю, что этот конкурс ждёт большое будущее. Сегодняшние победители привлекут к нему большее внимание, став участниками крупнейших культурных событий, таких как фестиваль искусств «АртОКНО» и других, тем более, что следующий год у нас — юбилейный: Гран-при «Золотые таланты» будет проводится в 10-й раз.

Справка:

IX Международный конкурс исполнительского искусства Гран-при «Золотые таланты» для детей и юношества проходил с 30 ноября по 3 декабря 2017 года в Курской области.

В состав жюри вошли ведущие профессора России, среди них — Сергей Кравченко, Гаик Казазян, Юрий Дранга, Владимир Болдырев, Екатерина Мочалова. Конкурс проводится Благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», при поддержке Полномочного представителя Президента Р Ф в ЦФО, Администрации Курской области и при участии Благотворительного фонда ArsLonga.

По итогам конкурса премии распределились следующим образом: в номинации «скрипка»: I премия — Лидия Ступакова-Конева; II премия — Александр Папушев; III премию поделили — Валерия Свичкаренко и Татьяна Доре; в номинация «домра/балалайка»: I премия — Иван Попов; II премия — Николай Лапухин; III премия — Никита Полосаев. В номинации «баян/аккордеон»: I премия — Владислав Тарасенко; II премия — Глеб Саблев; III премию поделили Денис Горшков и Никита Шмаков.

Гран-при конкурса «Золотые таланты» получила Лидия Ступакова-Конева из города Сергиев-Посад.

Источник: www.rewizor.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору