Известный испанский гитарист Хосе Мария Гальярдо дель Рей сыграет для воронежцев по раритетным нотам

Добавлено 07 июня 2014

Зал Воронежской филармонии

Фото Наталья Трубчанинова
Маэстро исполнит «Аранхуэсский концерт» для гитары, ставший для него судьбоносным.
Сегодня, 6 июня, в музыкальной программе Платфеста состоится дебют нового инструмента – классической гитары. Всемирно известный испанский гитарист, композитор и дирижер Хосе Мария Гальярдо дель Рей вместе с Воронежским молодежным симфоническим оркестром исполнит со сцены филармонии как классические произведения, так и несколько опусов собственного сочинения.

Также маэстро обещает сыграть одно из самых популярных и узнаваемых сочинений для гитары – «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго. Его средняя часть – адажио, где использован мотив андалузского песнопения Страстной седмицы, получила широкую известность благодаря джазовым аранжировкам Майлза Дэвиса и Чика Кориа и вокальным версиям Хосе Каррераса и Демиса Руссоса.

Интересно, что «Аранхуэсский концерт» страстный испанец будет играть по самым первым своим нотам, которые ему достались 47 лет назад.

– Мне было 7 лет тогда, к нам в гости на Рождество приехал мой дядя Хосе Мария. Он подарил мне маленькую гитару и партитуру «Аранхуэсского концерта». Именно на той гитаре и по той партитуре я начал обучаться музыке. Наверное, дядя предвидел, что я буду играть музыку всю свою жизнь. До сих пор вожу эти ноты с собой и совершенно искренне считаю, что это великое произведение стало для меня судьбоносным, – признался корреспонденту РИА «Воронеж» Хосе Мария Гальярдо дель Рей.

Кстати, в нашем городе прославленный гитарист выступает не впервые. Артист рассказал, как несколько лет назад участвовал в Международном гитарном фестивале, который проходил в Воронеже. И там он познакомился с юной конкурсанткой Ириной Куликовой. Девочка так завораживающе играла, что сразила маэстро наповал.

– Я был просто потрясен ее талантом, и даже не сразу обратил внимание на гитару. А инструмент, по правде говоря, был очень плохой. Год спустя, когда мы снова встретились, я подарил ей настоящую испанскую гитару. На ней она продолжила обучаться. Знаю, что ваша Ирина сделала блестящую карьеру, сейчас она живет в Голландии, и в следующем году будет записывать собрание моих гитарных сочинений.

Знаменитый гитарный виртуоз Виктор Зинчук, как известно, застраховал руки на полмиллиона долларов. Мы поинтересовались у Гальярдо дель Рея, как он бережет свои пальцы.

– Хоть с Зинчуком я и не знаком, но у меня тоже страховка есть – не только на кисти, а на все руки, – ответил музыкант. Правда, на какую сумму они застрахованы, сказать постеснялся.

– Несколько лет назад у вас был большой тур по России и Белоруссии, какие впечатления остались от публики?

– Мне кажется, внимание к испанской гитарной музыке в этой части мира огромное. Мы, испанцы, и вы, русские, вообще разделяем одну и ту же страсть к музыке. Но если говорить о гитарных исполнителях, в российском музыкальном обществе статус гитары недостаточно высок. В вашей стране консерваторское образование получают больше по классу скрипки и фортепиано. Я, кстати, большой поклонник русских композиторов. Рахманинов, Прокофьев – очень часто их слушаю. То же самое касается и русской литературы, живописи.

– Какие русские произведения нравятся?

– Нравятся рассказы Чехова, «Анну Каренину» Толстого несколько раз перечитывал. У меня есть друзья-поэты в Мадриде, мы часто встречаемся и разговариваем как раз о русской литературе.

– А Платонова, в честь которого проходит данный фестиваль, читали?

– Я слышал о нем, знаю, что у него много драматических произведений, но никогда не сталкивался с Платоновым, как читатель. Обещаю к следующему приезду прочитать.

– Проводятся ли у вас в Испании фестивали, подобные Платоновскому, где бы жители провинции знакомились с культурой мировых исполнителей, театров, изобразительного искусства?

– Я восхищаюсь многообразием концепции Платоновского фестиваля! Очень интересно под одной крышей объединить несколько направлений в искусстве: театр, музыку, хореографию, литературу. И здорово, что у жителей Воронежа есть возможность познакомиться с людьми из разных уголков мира. Для меня большая честь быть участником столь масштабного проекта, я очень рад, что меня пригласили. В Испании есть 4-5 фестивалей, которые немножко похожи на Платоновский. Но там превалирует театральное направление, музыка и другие искусства представлены меньше.

– Вы впервые вышли на большую сцену в 9 лет. А кто привил вам любовь к музыке?

– Мне очень повезло, потому что у меня была прекрасная атмосфера в семье, мои родители очень любили музыку. Плюс мне повезло с учителями, которые помогли мне стать на этот путь. Среди них – Тереза Берганса (знаменитая испанская оперная певица, - прим. РИА «Воронеж»), я называл ее своей музыкальной мамой.

– Сколько гитар в вашей коллекции, какая самая любимая?

– У меня около 15 гитар, самая дорогая стоит где-то 30 тысяч евро. А самая любимая – американская, я на ней сейчас играю. Никогда не думал, что смогу изменить испанской гитаре с американской. Но когда в прошлом году в Нью-Йорке увидел ее, сразу влюбился. В Воронеж я привез как раз свою любимицу.

– Откуда черпаете вдохновение?

– Думаю, фламенко меня вдохновляет. Я ведь из Севильи – родины фламенко, у нас оно везде звучит. Эти ритмы когда-то соблазнили меня, и я стал выражать свои чувства к фламенко через музыку. А вообще, я люблю говорить, что мой разум принадлежит классической музыке, а душа – фламенко. Сочетание фламенко и классической гитары как раз и формирует то, что я называю испанской гитарой.

– Сколько часов день вы репетируете, и как соседи реагируют на вашу игру, устраивают овации?

– В этом плане мне повезло: я живу в частном доме, поэтому соседи далеко. Так что, своей игрой я никому не мешаю. (Смеется.). У меня еще собственная звукозаписывающая студия есть, там очень хорошая звукоизоляция. А репетирую я по-разному: от 4 до 6 часов в день. Иногда могу вообще несколько дней не приближаться к инструменту. А бывает, так заиграюсь, что напрочь забываю про обед и отдых!

Наталья Трубчанинова

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору