Как на конкурсе Чайковского появились вокалисты

Добавлено 23 июня 2015

Хибла Герзмава (сопрано), Международный конкурс имени П. И. Чайковского

Номинация «сольное пение» — самая молодая из всех. Она была включена в программу конкурса имени Чайковского в 1966 году. Одним из тех, кто настаивал на ее появлении, был пианист и профессор Московской консерватории Генрих Нейгауз.

Еще во время проведения II конкурса в 1962 году Нейгауз писал: «Для того, чтобы этот исполнительский конкурс полностью соответствовал своему высокому названию — имени Чайковского — следовало бы, на мой взгляд, чтобы на нем были представлены еще две исполнительские специальности: дирижерское искусство и пение. Ясно — почему. Ведь Чайковский — создатель бессмертных опер и симфоний, а его песенное творчество столь же велико и прекрасно, как у Глинки, Мусоргского, Шумана или Брамса».

Предложение было принято, и в 1966 году первое вокальное жюри возглавил выдающийся советский хормейстер Александр Свешников. Его коллега по жюри, выдающаяся русская певица Ирина Архипова вспоминала: «1966 год. Принято решение об участии певцов в составе III Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Возглавлял работу А. В. Свешников. В составе его были многие выдающиеся певцы нашего времени, композиторы: Д. Лондон, И. Яунзем, Г. Свиридов, М. Максакова, А. Эйзен, Х. Брымбаров, С. Лемешев, М. Рейзен, Акико Сэки и другие». К общей радости любителей музыки, III Международный конкурс имени Чайковского обогатился популярнейшим разделом его творчества — вокальной музыкой.

Ирина Архипова вспоминала, как в 1970 году на IV конкурс Чайковского в Москву в качестве членов жюри приехали величайшие певцы современности: Мария Каллас, Зенаида Палли, Тито Гобби и другие. Как эта новая номинация сразу привлекла молодых музыкантов из самых разных стран. На первый же конкурс из 74 певцов, принимавших участие в соревновании, 62 приехали в Москву чуть не со всего света — из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии. «И все они приготовили для прослушивания как минимум пять произведений русских композиторов», — подчеркивала великая певица.

Что хотели от певцов

Начиная с IV конкурса, Ирина Архипова сама стала бессменным (за исключением 1994 года) председателем жюри вокального смотра. По ее мнению, одна из главных задач конкурса заключалась в освоении зарубежными певцами русского репертуара, а отечественными исполнителями — сочинений западных композиторов. Теперь наряду с «универсальным» пианистом, скрипачом и виолончелистом должен был появиться «универсальный» певец, перед которым, в отличие от инструменталистов, стояло еще одно препятствие — языковой барьер.

Ирина Архипова писала: «Я с гордостью думаю о том, что этот конкурс расширил концертный репертуар зарубежных вокалистов за счет сочинений Чайковского, а также русских и советских композиторов. Но важно еще одно. Наряду с постижением иностранными певцами характера русской музыки одновременно шло и постижение русского языка, культуры нашего народа. Все это способствовало углублению контактов между странами, между людьми различных национальностей… Что было самым неожиданным и одновременно самым приятным открытием вокального конкурса? Отвечу сразу: исполнения и интерпретация произведений Чайковского иностранными певцами. Несомненно, русским исполнителям в целом ближе и понятнее его музыка. История знает немало примеров, когда даже выдающиеся зарубежные артисты терпели крах, исполняя произведения русских композиторов. Особую сложность в этом отношении представляют глубоко психологические характеры Чайковского… Но сейчас другое время. Кругозор даже рядовых артистов безмерно расширился. Ныне певец имеет возможность больше слышать, больше видеть и знать. И мы встретились на конкурсе со значительно возросшей и многообразной культурой исполнения русской вокальной музыки».

Кто побеждал

Первыми победителями состязания певцов на III Конкурсе Чайковского в 1966 году стали американская сопрано Джейн Марш и представитель отечественной вокальной школы тенор Владимир Атлантов.

С тех пор за свою долгую историю конкурс Чайковского выпустил в свет целый ряд выдающихся мировых исполнителей. Среди них — Елена Образцова, Тамара Синявская, Мария Биешу, Людмила Шемчук, Дебора Войт, Лора Клейкомб, Хибла Герзмава, Альбина Шагимуратова, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава, Паата Бурчуладзе, Михаил Казаков и другие.

Именно в номинации «сольное пение» было присуждено и первое в истории конкурса Гран-при. Тогда в 1994 году на Х Конкурсе Чайковского абсолютным его триумфатором стала 24-х летняя Хибла Герзмава. Среди заметок члена жюри Елены Образцовой, сделанных во время выступления Хиблы Герзмава на конкурсе, встречаются следующие слова: «Боженька поцеловал ее»; «Будет звезда!». Слова Образцовой оказались пророческими. Хибла Герзмава блистает теперь в ведущих оперных партиях на сценах мира.

А сегодня начинается состязание певцов на XV Международном конкурсе имени Чайковского, и слушатели, затаив дыхание, ожидают появления новых имен и новых голосов.

Текст: Ада Айнбиндер

www.rg.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору