Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» представит уникальные произведения музыкального искусства XX века

Добавлено 11 июня 2015

Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», Максим Емельянычев (фортепиано, дирижер, клавесин)

11 июня на сцене зала ННГУ (Б.Покровская, 37) Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» свой 20-й концертный сезон закрывает с блистательным музыкантом и дирижером, лауреатом многих престижных премий Максимом Емельянычевым.

В новой программе — выдающиеся очень разные, яркие и по-своему уникальные произведения музыкального искусства XX века:

«Фантазия на темы Томаса Таллиса» (1910) стала первым крупным сочинением английского композитора, основоположника «английского музыкального ренессанса» (новой английской композиторской школы) Ральфа Воан-Уильямса (1872 −1958). Он скрупулёзно изучал фольклор и утверждал, что завоевать мир нельзя, если ваше искусство не закоренилось прочно в вашей собственной почве. Параллельно он исследовал творчество английских композиторов Возрождения, одной из крупнейших фигур которого был Томас Таллис (1505–1585). Как и Таллис, Воан-Уильямс был органистом и высоко ценил мастерство контрапункта своего далёкого предшественника. Не случайно «фантазийный» оркестр Воана-Уильямса звучит как орган — драматично, собрано, стройно, мелодически ясно. Мастерство голосоведения — одна из характерных особенностей самобытной и яркой музыки Уильямса. Вдохновение использовало его талант до конца жизни: за два последних года он написал, кроме прочих сочинений, две симфонии (из девяти)! Музыка этого не столь известного в России композитора несколько лет подряд занимала высшие строчки в рейтинге популярности британской радиостанции «Classic FM», а «Фантазия на темы Томаса Таллиса» уступила место только второму фортепианному концерту Сергея Рахманинова…

История пьесы c трудно переводимым названием «Shaker loops» (1978) нашего современника, американского композитора Джоржа Адамса (1947) началась с квартета «WaveMaker», написанного ранее в том же году и не имевшего в отличие от последовавшего секстета публичного успеха. Волны «WaveMaker» представляли собой длинные секвенции колебаний мелодического сегмента, образующие в комплексе некое мерцание рисунка музыкальной ткани, напоминающее рябь на поверхности водоёма. Этот образ может быть ключом к пониманию игры слов «Shaker loops». В музыкальном плане «to shake» означает либо тремоло смычком, либо трель. Здесь этот технический прием не просто средство выразительности, а, скорее, текстура, отражающая концепцию сочинения. С концепцией «Sheker» связаны впечатления композитора от увиденного в Кентербери медитативного танца «Шейкеров» (религиозной секты), целью которого было физическое и духовное преображение. Движение этого танца (со слов Адамса) энергетически наполнило содержание, и в «механистически упорядоченной вселенной минимализма» (на месте подвысохшего водоёма) музыка обрела свой смысл, что в конечном итоге привело к воплощению нового сочинения, или во всяком случае первой (из четырёх) её части «Shaking and Trembling». Эта музыка использована в кульминационной сцене культового фильма «Barfly» (потрясающе сыгранной Мики Рурком и Фэй Данауэй). Что касается «loops», то идея отсылает к эпохе магнитофонной ленты, куски которой можно было переклеивать, повторяя до бесконечности ритмические и мелодические фигуры. В 1983 секстет был переделан для состава струнного оркестра, что добавило ему акустической мощи и плотности звучания. По сей день «Shaker loops» — одно из самых исполняемых сочинений композитора.

«В 2008 году вдова Франка Мартена (1890–1974) Мария обнаружила в комоде в доме в Голландии, где композитор провел последние 28 лет своей жизни, неизвестную ей партитуру. Названное „Баллада для флейты, струнного оркестра, фортепиано и ударных“, это произведение — транскрипция первой из шести Баллад женевского автора. Позже выяснилось, что изначально она была написана в 1938 году в Сиднее и посвящалась саксофонисту Сигурду Рашеру, музыканту, известному легкостью обращения с самыми высокими тесситурами. Возможно, новая версия была сделана для того, чтобы сделать произведение более доступным для публики. Всемирная премьера Второй Баллады для флейты и т. д. состоялась 19 ноября 2010 года в исполнении туринского Оркестра RAI и флейтиста Марио Кароли…» Солисткой в нашем концерте выступит лауреат международных конкурсов Мария Филиппова.

С именем Джорджа Гершвина (1898–1937) связана одна из наиболее интересных глав истории музыки Соединенных Штатов Америки. «Рапсодия в стиле блюз» или, как её часто называют, «Голубая рапсодия» (blue в переводе с англ. — «синий» (голубой), а также «грустный» (печальный)) относится к числу наиболее известных произведений композитора: она синтезирует в себе самые характерные черты музыки целой эпохи. Пьеса была заказана Полом Уайтманом (руководителем знаменитого оркестра) тогда еще начинающему композитору и музыканту, как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку. По своему жанру она приближается к фортепианному концерту. Вечер премьеры Рапсодии, 12 февраля 1924 года, где автор играл партию солирующего рояля, стал самой знаменательной датой биографии Гершвина. В первых рядах находились прославленные музыканты: Рахманинов, Стравинский, Хейфец, Цимбалист, Стоковский. Прием Рапсодии был буквально беспримерен. И солист, и оркестр, и дирижер удостоились бесконечных оваций.
Сочинение прозвучит в переложении для трубы и струнного оркестра. Солист — заслуженный артист России Рустем Зиганшин (Пермь).

Начало концерта в 18:30

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору