Хиты времён Микеланджело

Добавлено 02 сентября 2016

Проект Barocco a la prima открыл концертный сезон в присутствии пермских богов

Ансамбль старинной музыки Barocco a la prima открыл концертный сезон выступлением в Пермской художественной галерее 24 августа. Дилявер Менаметов (виолон, мандолина) и Ирина Пыжьянова (колёсная лира, леверсная арфа, перкуссия) исполнили произведения эпохи Возрождения в окружении пермских богов. В планах — «Искусство фуги» Иоганна Себастьяна Баха и музыкальный вечер с танцами в средневековых костюмах.

Фото: Ольга Шур

Пермский проект Barocco a la prima возрождает камерную музыку эпохи Возрождения, барокко и классицизма. Произведения, существующие вот уже несколько столетий, звучали в их исполнении не только в стенах галереи, но и в библиотеке им. Пушкина, Музее советского наива, клубе Дягилевского фестиваля. «Редкая камерная музыка для ищущего и думающего слушателя», — так область своих интересов определяют сами участники проекта.

Название концерта «Ricercata — поиск лада» отражало характер программы и замысел исполнителей. Ricercata в переводе с итальянского — «искать, разыскивать». Так назывался музыкальный жанр, в России известный как ричеркар. Это жанр инструментальной музыки, распространённый в эпоху Ренессанса, допускающий импровизацию и предполагающий постоянный поиск и раскрытие лада, тональности, возвращающихся тем в общей структуре композиции. Ричеркар выстраивал своего рода мост между средневековыми мотетами и ренессансной полифонией.

Фото: Ольга Шур
Программу концерта составили сочинения испанских, итальянских и французских композиторов XV–XVII веков: Диего Писадора, Диего Ортиса, Джованни Витали, Джованни Бассано и Жоскена Депре. Музыканты исполнили 14 небольших композиций, выросших из светской и народной культуры. Ирина Пыжьянова, известная среди поклонников аутентичной русской музыки, играла на тарелочках, бубне, леверсной арфе и колёсной лире — инструменте, распространённом в средние века среди бродячих музыкантов. Дилявер Менаметов взял на себя партии мандолины и виолона — «дедушки» современной виолончели. Инструмент с грациозными барочными формами был создан чешским мастером по фамилии Грубый, скопировавшим его с музейного экспоната.

Дуэт играл сразу на несколько голосов, незначительно варьируя мелодические линии от такта к такту. Музыка будто разворачивалась в горизонтальной плоскости, добираясь до верхних регистров по извилистым спиралям. Акустика верхнего зала галереи оказалась выгодной для инструментов: звук будто накрывал публику облаком, в котором можно было различить более плотный и шершавый тембр виолона. Программа оказалась разнообразной: незамысловатый мотив итальянской песенки чередовался с изощрёнными соло виолона, а потоковая полифония иногда оживлялась дуэтом мандолины и тамбурина.

Фото: Ольга Шур
После выступления Дилявер Менаметов рассказал о специфике работы над материалом и о том, что Barocco a la prima готовит для слушателей в новом сезоне. По словам музыканта, при исполнении старинной музыки почти невозможно достигнуть того, что изначально задумывал композитор.

Дилявер Менаметов, музыкант, инициатор проекта Barocco a la prima:


— Ренессансная музыка подразумевает свободу трактовки, и я думаю, что каждый исполнитель вправе играть её так, как он чувствует. Конечно, нужно соблюдать каноны, правила, которые были в то время. Существуют трактаты, в которых всё это описано. Но это очень свободная музыка, так что мы предлагаем собственное видение.

Мы не претендуем на глубокое знание старинной музыки, но делаем то, что нам по душе. И стараемся делать это хорошо.

Менаметов также рассказал, что 30 октября Barocco a la prima снова выступит в галерее, но уже с программой, посвящённой Иоганну Себастьяну Баху. Ансамбль исполнит «Искусство фуги» — одно из последних сочинений композитора — и некоторые дополнительные контрапункты. Кроме того, Barocco a la prima готовит проект, посвящённый Средневековью, совместно с центром исторического танца и костюма. Если этот замысел удастся воплотить, публику ждёт всестороннее и достоверное погружение в куртуазную атмосферу европейского замка. Наконец, музыканты работают над концертной программой, которую намерены сыграть в канун католического Рождества.

Павел Катаев музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

www.newsko.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору