Классика для полуночников высшей пробы

Добавлено 17 июня 2015

Московская академическая филармония

Московская филармония закрывает очередной сезон циклом просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».

Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»
Всемирно знаменитый музыкант и руководимый им Государственный академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова исполняют исключительно незаигранные, но замечательные произведения. Нынче концерты посвящены 70-летию окончания Второй мировой войны.

— Очень трудно не впасть в банальность, касаясь темы Второй мировой, особенно когда все официальные торжества уже отгремели, — говорит Юровский. — Это была самая страшная война в истории человечества. И казалось бы, при чем здесь музыка? Но выясняется, что во всех воевавших странах музыка выполняла множественные функции. Прежде всего она была необходима как отдушина. И рождались не только монументальные, симфонические сочинения, но композиторы переключались и на более простые демократичные жанры. Мы хотели, чтобы в этом цикле прозвучало как можно больше музыки самых разных стран и стилей… Программы включают произведения в разных жанрах и стилях, созданные 25 композиторами из 10 стран.

Для реализации столь грандиозной задумки рамок привычных концертов не хватило. И Владимир Юровский сотворил формат «постконцерта». Когда после полномасштабного двухчастного концерта играется еще и часовая камерная программа. А затем маэстро сотоварищи еще готовы хоть до полуночи отвечать на вопросы публики.

Многие из авторов, собранных в этом цикле, в силу своих общественно-политических воззрений были друг с другом «нерукопожатными», как, например, Шенберг (его фортепьянный концерт исполнила прекрасная пианистка Мицуко Учида) и Рихард Штраус. И оба композитора крайне бы негодовали, узнав, что их сочинения исполняются в одном концерте, как это и произошло на первом вечере. А рядом прозвучали еще и Первая симфония Лютославского, и «Баллада о мальчике» Прокофьева. Разнообразие, доводящее неискушенную публику до состояния некоторой растерянности.

И все же непознанное всегда манит. И зал полон, что называется, до последней ноты. Накануне исполняли музыку Дунаевского, Корнгольда, Уолтона, Бартока, Барбера и Мессиана. 17 июня, в заключительный день цикла, прозвучат «Симфония-реквием» Бриттена, сочинения Мартину, Мясковского и композиторов — заключенных концентрационного лагеря Терезин. Акцент программы — «Траурный концерт» Хартмана для скрипки и струнного оркестра.

МАРИЯ БАБАЛОВА
vm.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору